День рождения морской авиации ВМФ России

День рождения морской авиации ВМФ России

Почему День авиации ВМФ отмечается 17 июля?

В России морская авиация предназначена для поиска и уничтожения противника, а также для прикрытия группировок кораблей и береговых объектов от удара с воздуха. По какой причине профессиональный праздник этого рода сил ВМФ отмечается 17 июля?

Почему морская авиация отмечает свой праздник 17 июля

Указанный праздник был учрежден в нашей стране приказом главкома ВМФ РФ от 15 июля 1996 года. Эта дата выбрана неслучайно: именно 17 июля (по новому стилю) 1916 года четыре гидросамолета, поднявшиеся с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота, вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами для защиты русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе схватки два аэроплана противника были сбиты, а два обратились в бегство. Именно этот день, ознаменовавшийся славной победой, принято считать началом морской авиации российского Военно-морского флота.

Вообще о воздушном транспорте для нужд армии в нашей стране заговорили с момента зарождения самолетостроения в России. Еще в 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета рассказал о том, как можно использовать летательные аппараты для взлета с кораблей. Он же придумал проект спецаэроплана с усиленным шасси, чтобы ему было проще садиться на палубу. В следующем, 1910, году группа российских офицеров отправилась за границу, чтобы обучиться воздухоплаванию.

Подъем российского морского самолетостроения в 1911-1913 гг был связан с закупкой зарубежных аппаратов. Позже наши инженеры конструировали свои модели – они походили на иностранные, но уже имели отличительные характеристики.

Первые подразделения морской авиации были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 гг. К началу Первой мировой войны на вооружении у нашей страны числились 65 морских военных самолетов. В ходе боевых действий того периода представители ВМФ вели разведку, прикрывали корабли и базы, а также наносили бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году в армии Российской империи уже было 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

В 1918 году регулярные части морской авиации сражались в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Черном море, Балтике, на Волге, Каме и Онежском озере.

Через два года их передали в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот, а в 1938 году были созданы ВВС ВМФ, насчитывавшие к началу Великой Отечественной войны порядка 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы авиационные бригады и эскадрильи, служившие на каждом флоте страны. В составе морской авиации насчитывалось около 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

За время Великой Отечественной войны на счету боевых морских летчиков было более 700 потопленных кораблей и 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. Более 200 авиаторам было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек были удостоены его дважды.

После распада Советского Союза находившиеся на территории РСФСР части морской авиации вошли в состав Вооруженных Сил РФ. На текущий момент морская авиация является родом сил Военно-морского флота. В его задачи входят поиск и уничтожение боевых сил флота противника, десантных отрядов, одиночных кораблей и конвоев, а также прикрытие группировок кораблей и объектов флота, уничтожение самолетов, вертолетов и крылатых ракет и ведение воздушной разведки.

День основания морской авиации ВМФ России

День основания морской авиации ВМФ России – событие, которое выбрано неслучайно, ведь таким образом увековечиваются заслуги морских летчиков России, которые в 1916 году одержали победу в первом воздушном бою над Балтикой.

Когда проходит?

Успех российских летчиков привел к тому, что в стране появилась морская авиация ВМФ. Сокрушительная победа авиаотряда из 4 самолетов М-9 над немецким воздушным флотом нанес огромный урон противнику. Этот бой показал, что авиация молодой советской республики способна ответить на агрессию, несмотря на многолетние военные действия как внутри страны, так и в Европе. Именно поэтому 17 июля является днем морской авиации, и отмечают его все, кто служил в соответствующих подразделениях воздушного флота.

Кто отмечает?

Современная авиация, относящаяся к ВМФ РФ, условно делится на:

  • палубную;
  • берегового базирования.

Также условно ее разделить можно и по функциональности на:

  • истребительную;
  • ракетоносную;
  • РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
  • транспортную;
  • спасательную;
  • вспомогательную и разведывательную и др.

Основа авиации — самолеты и вертолеты, которые могут выполнять различные задачи, связанные с охранной и обороной морских границ РФ. Выполнение боевых задач происходит при взаимодействии с другими войсками ВС. Транспортная и санитарная авиация оказывает помощь и в случае природных катаклизмов, помогая гражданским службам.

Собственная авиация есть во всех флотах РФ – Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском.

17 июля 1916 года 4 гидросамолета Балтийского флота вступили в бой с самолетами неприятеля и одержали победу, которая и положила основание в создание праздника летчиков ВМФ.

Впервые о возможности эффективного взаимодействия авиации и кораблей заявил Лев Макарович Мациевич. Еще в 1909 году в написанной докладной записке он предположил, что авиация и флот могут действовать совместно. Уже тогда он предложил приступить к постройке авианосца и гидросамолета, которые предполагалось запускать с помощью катапульты.

Морская авиация впервые появилась в России в 1911 году, и самолеты для нее закупались за границей. Но уже в 1912-14 гг. отечественные инженеры Григорович и Лебедев спроектировали несколько опытных образцов летающих лодок. Они послужили основой для создания первых подразделений морской авиации, которая была на тот момент только на Черноморском и Балтийском флотах. Примечательно, что созданная конструкторами летающая лодка по многим своим показателям превосходила зарубежные гидросамолеты.

Читать еще:  День работника следственных органов

Первоначально использовалась такая авиация лишь для разведки, но бои показали, что использовать ее можно эффективно для бомбардировки и уничтожения авиации противника.

В День основания морской авиации ВМФ России проходят множество мероприятий, цель которых напомнить о подвиге военных летчиков. Телевидение включает в сетку вещания передачи, художественные и документальные фильмы, в которых напоминается о необходимости защиты морских рубежей.

Во многих городах устраиваются концерты с участием звезд эстрады, которые исполняют репертуар, прославляющий службу летчиков ВМФ. На сцене происходит выступление героев РФ и приглашенных ветеранов. За праздничными столами поднимаются тосты, за тех, кто отдал свои жизни за мир, и кто в настоящее время несет службу в морской авиации.

В местах расположения боевых частей проходят парады, а гражданские лица могут увидеть пролет боевых самолетов и вертолетов, и имитацию воздушных боев.

О профессии

Профессия летчика морской авиации предполагает выполнение боевых задач, к которым относится защита и охрана морских рубежей РФ и постоянное их патрулирование, с целью выявления нарушителей. Они проникают в воздушное пространство с выключенными приборами – транспондерами. В результате ежегодно морская авиация совершает десятки вылетов с целью перехвата иностранных самолетов – разведчиков и принуждения их к изменению курса.

Слаженное взаимодействие с другими родами войск и подразделениями проверяется на периодических учениях, на которых пилоты оттачивают свое мастерство.

Интересные факты

Необходимо напомнить, что:

  • во всех флотах РФ имеется собственная авиация;
  • в период ВОВ летчики морской авиации уничтожили более половины кораблей и авиации противника;
  • к 100-летнему юбилею выпущена общественная медаль.

До праздника «‎День основания морской авиации ВМФ России» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День основания морской авиации ВМФ России»

День основания морской авиации ВМФ России 2021

День основания морской авиации ВМФ России отмечают 17 июля, в память о первом победном сражении морской авиации русского флота в 1916 году.

История морской авиации России

В России морская авиация появилась в 1911 г. На оснащении были гидросамолеты, которые приобретали за границей. Прошло немного времени, и российские авиаконструкторы создали отечественную авиатехнику.

После октябрьской революции авиация на море наращивала свою мощь, осваивая новую технику, которая пришла на смену гидросамолетам; занималась обеспечением полярных экспедиций, спасением полярников, как это было с челюскинцами в 30-е годы. Во время Отечественной войны морская авиация представляла большую угрозу для врага. За 1418 дней войны они взлетали почти 35 000 раз, уничтожили 5500 вражеских самолетов, 407 кораблей, 370 единиц другого транспорта с грузами и живой силой. Все вместе это составило 2/3 общих потерь противника.

В наши дни, как и в послевоенное время, авиация ВМФ охраняет мирное небо Родины, оттачивает свое умение и мастерство в управлении сверхсложными реактивными самолетами и вертолетами. В их честь с 1996 г. отмечается День авиации ВМФ России.

В распоряжении ВМФ находятся истребители, штурмовики, противолодочные самолеты, поисковая, разведывательная и транспортная авиатехника. В их задачи входит:

  • обнаружение, слежение и обезвреживание подводных лодок;
  • поиск и сопровождение нарушителей морских границ;
  • наведение на объекты противника;
  • защита военно-морских баз и кораблей от нападения врага;
  • уничтожение вражеских ракет и авиатехники;
  • перевозка десантных войск и грузов;
  • спасательные работы.

Большой ударной силой является корабельная авиация, представленная тяжелым авианесущим крейсером, на борту которого базируются самолеты марки «Су», «МиГ», вертолеты «Ка». Но большая часть авиации ВМФ базируется в береговой зоне.

Празднование

День основания морской авиации ВМФ России проходит торжественно, несмотря на то, что он не является выходным. Награждаются лучшие военнослужащие, звучат поздравления по телевидению и в радиоэфире. В этот день можно узнать много интересного о прошлом и настоящем морской авиации, увидеть потрясающие, яркие показательные выступления авиаторов, совершить интересную экскурсию. Защитникам Родины дарят свое искусство творческие коллективы страны.

Организовываются встречи молодежи с ветеранами и военнослужащими авиации ВМФ. В честь погибших проводятся траурные митинги и молебны.

Интересные факты

В составе ВМФ РФ 4 флота, каждый имеет свою собственную авиацию.

До 1942 г. в армиях Японии, Великобритании и Франции существовала подводная авиация (она уже не используется). На субмаринах были оборудованы ангары, в которых в сложенном состоянии находились гидросамолеты. Взлетали они с помощью катапульты, когда лодка поднималась на поверхность, а после полета приводнялись.

В 1935 году С. А. Базилевский создал проект по созданию трех гигантских подводных лодок: крейсера, линкора и авианосца, которые имели бы наряду с торпедным крупнокалиберное и авиационное вооружение. В ангарах первых двух субмарин размещались 1-3 самолета-разведчика, а на авианосце базировались 16 единиц истребителей и бомбардировщиков. Проект реализован не был.

Век назад была основана морская авиация ВМФ России

Первая победа русских летчиков в воздушном бою над морем была одержана 17 июля 1916 года. Ровно сто лет назад, в ходе Первой мировой войны, четверка М-9 превзошла в мастерстве немецкие самолеты над Балтийским морем. Эту дату принято считать днем основания морской авиации ВМФ России.

Морская авиация Военно-морского флота России отмечает столетие. Как заявил по случаю знаменательного события главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев, «боевая деятельность морской авиации на протяжении всей истории флота отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством».

Читать еще:  День Вооруженных Сил Украины

Именно 17 июля 1916 года российские гидросамолеты добились первой боевой победы над морем — с тех пор и ведется отсчет истории морской авиации. В августе 1941 года летчики ВМФ нанесли первый удар по германским фашистам.

«Особую гордость военные моряки испытывают за летчика-североморца Юрия Алексеевича Гагарина — первым проложившего путь человечества к звездам», — говорится в поздравлении адмирала Королева на сайте Минобороны.

Какую роль сыграла армейская авиация в Панджшерской операции в Афгане

«Газета.Ru» вспоминает вехи истории становления военно-морской авиации.

На самом деле гидроавиация в России появилась еще в 1911 году — и поначалу гидросамолеты закупались за рубежом. Однако затем знаменитые российские конструкторы Владимир Лебедев и Дмитрий Григорович разработали несколько прототипов летающих лодок.

Первый отечественный гидроплан был спущен на воду 6 августа 1912 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Эту дату указывают в качестве дня рождения российской морской авиации.

Однако с неменьшим основанием днем рождения гидропланерного флота можно считать еще более раннюю дату — 16 сентября 1910 года, когда в Севастополе в условиях флота впервые поднялся в воздух аэроплан «Антуанет», пилотируемый лейтенантом Станиславом Дорожинским. Через неделю, 22 сентября 1910 года, самолет «Блерио-ХП» впервые в России пролетел над морем из Петербурга в Кронштадт.

Идея авианосца впервые была высказана российским инженером, капитаном корпуса инженеров флота Львом Мациевичем. Еще в 1909 году Мациевич написал докладную записку в Главный морской штаб, в которой предлагал разработать конструкцию авианесущего корабля, гидроплана и специальной катапульты, позволяющей прямо с палубы запускать военные самолеты.

«Газета.Ru» публикует рассекреченные данные о первом налете ВВС Германии на Москву в июле 1941 года

В 1912–1914 годах на базе российской техники были сформированы воздушные подразделения в составе Черноморского и Балтийского флотов.

У российского авиаконструктора Дмитрия Григоровича интересная судьба. Дмитрий Павлович и работал на сахарном заводе, и служил в интендантстве военного ведомства, а еще издавал свой собственный журнал «Вестник воздухоплавания». В 1912 году Григорович, получивший инженерное образование, становится техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К», а год спустя создает летающую лодку М-1 — первый в мире гидросамолет. За первым гидропланом последовали другие, более совершенные. Считается, что российский двухместный гидроплан М-5, сконструированный Григоровичем, по ряду характеристик превосходил зарубежные аналоги.

Вслед за М-5 Григорович разработал тяжелый гидросамолет М-9, предназначенный для нанесения ударов по кораблям и береговым объектам.

В знаменательном сражении 17 июля участвовали четыре самолета М-9 конструкции Григоровича. Эти самолеты базировались на первом российском авианесущем корабле «Орлица» (фактически это был грузопассажирский пароход, в 1915 году переоборудованный в авианосец). Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, а также могли открывать пулеметный огонь и сбрасывать бомбы.

Исполняется 75 лет со дня легендарного подвига советского летчика Гастелло

17 июля четыре М-9 приняли бой с немецкими самолетами, стремившимися нанести удар по российской военно-морской базе на острове Сааремаа. В ходе напряженного боя нашим летчикам удалось сбить два вражеских аэроплана;

два оставшихся немецких летчика повернули назад. Наши самолеты вернулись на «Орлицу» в полном составе. Это была первая победа, одержанная над морем русскими летчиками на гидропланах российского производства.

В дальнейшем российская морская авиация становится одной из основных сил флота. С приходом к власти Владимир Ленин лично приказал учредить должность комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. Первым комиссаром стал Андрей Павлович Онуфриев, который впоследствии был назначен заместителем начальника Главного управления Военно-воздушного флота.

На развитие авиации ВМФ советское правительство выписывало колоссальные средства — так,

в 1922 году руководители государства выделили 35 млн рублей на восстановление и создание авиационных заводов и конструкторских бюро. Перед авиаконструкторами и инженерами стояла непростая задача — «создать большой океанский флот, достойный великой Советской державы».

Триумфом морских летчиков в Советском Союзе стала операция по спасению челюскинцев в 1934 году. Когда пароход затонул, на льду оказались 104 человека — в том числе женщины и маленькие дети. В столице тут же была создана специальная комиссия по спасению челюскинцев — ее возглавил один из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Иосифа Сталина Валериан Куйбышев. И спустя полтора месяца

Над Сирией впервые замечен противолодочный самолет Ту-142

советские летчики сняли со льдины всех потерпевших кораблекрушение

(в том числе начальника экспедиции, знаменитого географа и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта). Особенно отличился летчик Анатолий Ляпидевский — в ненастную погоду он совершил 29 поисковых полетов, прежде чем обнаружил лагерь выживших. В конце апреля 1934 года Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

«Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — писала тогда французская газета «Тан».

В Великую Отечественную войну морская авиация первой проложила путь к победе, еще в ночь на 8 августа 1941 году нанеся удар по Берлину.

Авиаторы 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота осуществили сброс бомб на хорошо освещенную столицу Третьего рейха

— а не ожидавшие удара немцы в течение целых 40 секунд не могли включить светомаскировку. «В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь», — оповестило тогда советское Информбюро.

Читать еще:  День крещения Руси

А вот отрывок из письма немки на фронт своему супругу: «Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно».

Звания Героя Советского Союза были удостоены 260 морских летчиков, а пятеро из них — дважды.

Корабельные вертолеты Ка-52К поставят на отправляющийся в Сирию крейсер «Адмирал Кузнецов»

Официальным праздником морских летчиков день 17 июля стал спустя 80 лет, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Феликса Громова №253 от 15 июля 1996 года.

Современная морская авиация выполняет разные функции: ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения. Боевой состав и возможности корабельной авиации расширяются, разрабатываются новые авиационные средства поражения подводных лодок, создается самолет-амфибия нового поколения.

Морские летчики отрабатывают свои навыки во всех широтах — от юга России и до самой Арктики. К средиземноморскому походу к берегам Сирии готовятся экипажи самолетов и вертолетов морской авиации, базирующиеся на единственном в России тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».

Чем прославилась морская авиация ВМФ, день которой отмечают в России 17 июля

День 17 июля в военной истории России особенный – в 1916 году состоялся первый бой российских морских летчиков с противником, так и появился праздник морской авиации ВМФ. С тех пор менялись поколения летчиков, поколения техники, но главное оставалось неизменным – отвага и самоотверженность летного состава, ведь морская авиация особая, как говорится: «у пилотов морских не бывает могил на войне…»

Краткая история появления и становления морской авиации ВМФ России

Именно день боя 17 июля 1916 года, когда русские самолеты с авиатранспорта «Орлица» вступили в бой с германскими самолетами и стал датой рождения морской авиации России, о нем вспомнили через 80 лет, в 1996-м и утвердили соответствующий праздник, хотя приказ о формировании авиационных подразделений на флоте появился несколькими месяцами ранее.

Русские морские летчики воевали храбро и умело и к началу 1917 года в морской авиации Российской Империи насчитывалось почти 300 аэропланов, как называли тогда самолеты.

Авиация ВМФ в период между мировыми войнами

В годы революции и Гражданской войны деятельность военно-морской авиации была эпизодической, потом военно-морскую авиацию упразднили вообще. Новое дыхание ВМФ и его авиация получили в конце 30-х годов прошлого века, когда у власти уже утвердился Сталин.

Был заново создан Наркомат ВМФ и морская авиация оказалась в его прямом подчинении. «Отцом» советской морской авиации по праву считают генерала, а впоследствии – маршала авиации Семена Жаворонкова. Именно они возглавлял авиацию ВМФ с 1939 по 1946 годы.

Это по его инициативе ВМФ СССР получал самолеты новых типов (хоть и далеко не в полном объеме), во время его руководства авиаучилище в г.Ейск было полностью передано советскому флоту, по его инициативе, наконец, в первые месяцы войны первые авиаудары по Берлину нанесли именно морские летчики СССР. В суровые годы ВОВ авиация ВМФ внесла просто огромный вклад в Победу

Авиация ВМФ СССР в годы ВОВ

Советские военно-морские летчики сделали многое для Победы над врагом – достаточно вспомнить, что почти 70 % вражеских кораблей были потоплены именно ними, а это более 400 единиц. А сколько было уничтожено живой силы и техники противника на суше, сбито его самолетов – даже трудно подсчитать. Первые бомбовые удары по Берлину были тоже нанесены морской авиацией, самолетами Балтийского флота.

Особенное мужество проявили летчики-торпедоносцы. Когда они выходили в атаку на боевой курс, то маневрировать уже не могли, высота составляла всего 10-15 метров. В этот момент по ним били все средства ПВО, а отвернуть они не могли.

Поэтому торпедоносцев часто сравнивали со смертниками, хотя некоторым повезло, и они прошли всю войну. Многие морские летчики совершили тараны вражеских самолетов и повторили подвиг Гастелло.

Закончили войну морские летчики над базами поверженного врага. В ходе войны в состав авиационных соединений ВМФ входили абсолютно все типы машин – истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, торпедоносцы.

На Севере морским летчикам пришлось еще сопровождать и союзные конвои – это задание тоже было выполнено с честью. А закончили Вторую мировую военные летчики с Тихого океана, Победой над Японией.

Военно-морская авиация после войны и в наше время

После ВОВ начался расцвет авиации ВМФ, на вооружение постоянно поступали новые типы машин. Это позволило защитить от американской агрессии Северную Корею и сдерживать противника и дальше. Суровые 90-е годы отразились и на морской авиации, но в последние годы она опять переживает бурный подъем. Помимо регулярного участия в учениях летчики получают и реальную боевую практику.

Такую возможность дали им боевые действия на территории Сирии. Там в порядке ротации побывали уже многие летчики. Но некоторым из них пришлось участвовать и отдельно. Например, во время нанесения ракетных ударов с борта ракетоносцев ТУ – 22М3.

Другие летчики вылетали на задания с борта авианосца «Адмирал Кузнецов», где есть своя авиагруппа, имеющая на вооружении многоцелевые самолеты СУ -33. Возрождение морской авиации ВМФ России продолжается и будет продолжаться и далее — во исполнение генеральных планов перевооружения и развития всех ВС РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector