День рождения морской авиации ВМФ России
Почему День авиации ВМФ отмечается 17 июля?
В России морская авиация предназначена для поиска и уничтожения противника, а также для прикрытия группировок кораблей и береговых объектов от удара с воздуха. По какой причине профессиональный праздник этого рода сил ВМФ отмечается 17 июля?
Почему морская авиация отмечает свой праздник 17 июля
Указанный праздник был учрежден в нашей стране приказом главкома ВМФ РФ от 15 июля 1996 года. Эта дата выбрана неслучайно: именно 17 июля (по новому стилю) 1916 года четыре гидросамолета, поднявшиеся с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота, вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами для защиты русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе схватки два аэроплана противника были сбиты, а два обратились в бегство. Именно этот день, ознаменовавшийся славной победой, принято считать началом морской авиации российского Военно-морского флота.
Вообще о воздушном транспорте для нужд армии в нашей стране заговорили с момента зарождения самолетостроения в России. Еще в 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета рассказал о том, как можно использовать летательные аппараты для взлета с кораблей. Он же придумал проект спецаэроплана с усиленным шасси, чтобы ему было проще садиться на палубу. В следующем, 1910, году группа российских офицеров отправилась за границу, чтобы обучиться воздухоплаванию.
Подъем российского морского самолетостроения в 1911-1913 гг был связан с закупкой зарубежных аппаратов. Позже наши инженеры конструировали свои модели – они походили на иностранные, но уже имели отличительные характеристики.
Первые подразделения морской авиации были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 гг. К началу Первой мировой войны на вооружении у нашей страны числились 65 морских военных самолетов. В ходе боевых действий того периода представители ВМФ вели разведку, прикрывали корабли и базы, а также наносили бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году в армии Российской империи уже было 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.
В 1918 году регулярные части морской авиации сражались в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Черном море, Балтике, на Волге, Каме и Онежском озере.
Через два года их передали в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот, а в 1938 году были созданы ВВС ВМФ, насчитывавшие к началу Великой Отечественной войны порядка 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы авиационные бригады и эскадрильи, служившие на каждом флоте страны. В составе морской авиации насчитывалось около 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.
За время Великой Отечественной войны на счету боевых морских летчиков было более 700 потопленных кораблей и 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. Более 200 авиаторам было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек были удостоены его дважды.
После распада Советского Союза находившиеся на территории РСФСР части морской авиации вошли в состав Вооруженных Сил РФ. На текущий момент морская авиация является родом сил Военно-морского флота. В его задачи входят поиск и уничтожение боевых сил флота противника, десантных отрядов, одиночных кораблей и конвоев, а также прикрытие группировок кораблей и объектов флота, уничтожение самолетов, вертолетов и крылатых ракет и ведение воздушной разведки.
День основания морской авиации ВМФ России
День основания морской авиации ВМФ России – событие, которое выбрано неслучайно, ведь таким образом увековечиваются заслуги морских летчиков России, которые в 1916 году одержали победу в первом воздушном бою над Балтикой.
Когда проходит?
Успех российских летчиков привел к тому, что в стране появилась морская авиация ВМФ. Сокрушительная победа авиаотряда из 4 самолетов М-9 над немецким воздушным флотом нанес огромный урон противнику. Этот бой показал, что авиация молодой советской республики способна ответить на агрессию, несмотря на многолетние военные действия как внутри страны, так и в Европе. Именно поэтому 17 июля является днем морской авиации, и отмечают его все, кто служил в соответствующих подразделениях воздушного флота.
Кто отмечает?
Современная авиация, относящаяся к ВМФ РФ, условно делится на:
- палубную;
- берегового базирования.
Также условно ее разделить можно и по функциональности на:
- истребительную;
- ракетоносную;
- РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
- транспортную;
- спасательную;
- вспомогательную и разведывательную и др.
Основа авиации — самолеты и вертолеты, которые могут выполнять различные задачи, связанные с охранной и обороной морских границ РФ. Выполнение боевых задач происходит при взаимодействии с другими войсками ВС. Транспортная и санитарная авиация оказывает помощь и в случае природных катаклизмов, помогая гражданским службам.
Собственная авиация есть во всех флотах РФ – Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском.
17 июля 1916 года 4 гидросамолета Балтийского флота вступили в бой с самолетами неприятеля и одержали победу, которая и положила основание в создание праздника летчиков ВМФ.
Впервые о возможности эффективного взаимодействия авиации и кораблей заявил Лев Макарович Мациевич. Еще в 1909 году в написанной докладной записке он предположил, что авиация и флот могут действовать совместно. Уже тогда он предложил приступить к постройке авианосца и гидросамолета, которые предполагалось запускать с помощью катапульты.
Морская авиация впервые появилась в России в 1911 году, и самолеты для нее закупались за границей. Но уже в 1912-14 гг. отечественные инженеры Григорович и Лебедев спроектировали несколько опытных образцов летающих лодок. Они послужили основой для создания первых подразделений морской авиации, которая была на тот момент только на Черноморском и Балтийском флотах. Примечательно, что созданная конструкторами летающая лодка по многим своим показателям превосходила зарубежные гидросамолеты.
Первоначально использовалась такая авиация лишь для разведки, но бои показали, что использовать ее можно эффективно для бомбардировки и уничтожения авиации противника.
В День основания морской авиации ВМФ России проходят множество мероприятий, цель которых напомнить о подвиге военных летчиков. Телевидение включает в сетку вещания передачи, художественные и документальные фильмы, в которых напоминается о необходимости защиты морских рубежей.
Во многих городах устраиваются концерты с участием звезд эстрады, которые исполняют репертуар, прославляющий службу летчиков ВМФ. На сцене происходит выступление героев РФ и приглашенных ветеранов. За праздничными столами поднимаются тосты, за тех, кто отдал свои жизни за мир, и кто в настоящее время несет службу в морской авиации.
В местах расположения боевых частей проходят парады, а гражданские лица могут увидеть пролет боевых самолетов и вертолетов, и имитацию воздушных боев.
О профессии
Профессия летчика морской авиации предполагает выполнение боевых задач, к которым относится защита и охрана морских рубежей РФ и постоянное их патрулирование, с целью выявления нарушителей. Они проникают в воздушное пространство с выключенными приборами – транспондерами. В результате ежегодно морская авиация совершает десятки вылетов с целью перехвата иностранных самолетов – разведчиков и принуждения их к изменению курса.
Слаженное взаимодействие с другими родами войск и подразделениями проверяется на периодических учениях, на которых пилоты оттачивают свое мастерство.
Интересные факты
Необходимо напомнить, что:
- во всех флотах РФ имеется собственная авиация;
- в период ВОВ летчики морской авиации уничтожили более половины кораблей и авиации противника;
- к 100-летнему юбилею выпущена общественная медаль.
До праздника «День основания морской авиации ВМФ России» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «День основания морской авиации ВМФ России»
День основания морской авиации ВМФ России 2021
День основания морской авиации ВМФ России отмечают 17 июля, в память о первом победном сражении морской авиации русского флота в 1916 году.
История морской авиации России
В России морская авиация появилась в 1911 г. На оснащении были гидросамолеты, которые приобретали за границей. Прошло немного времени, и российские авиаконструкторы создали отечественную авиатехнику.
После октябрьской революции авиация на море наращивала свою мощь, осваивая новую технику, которая пришла на смену гидросамолетам; занималась обеспечением полярных экспедиций, спасением полярников, как это было с челюскинцами в 30-е годы. Во время Отечественной войны морская авиация представляла большую угрозу для врага. За 1418 дней войны они взлетали почти 35 000 раз, уничтожили 5500 вражеских самолетов, 407 кораблей, 370 единиц другого транспорта с грузами и живой силой. Все вместе это составило 2/3 общих потерь противника.
В наши дни, как и в послевоенное время, авиация ВМФ охраняет мирное небо Родины, оттачивает свое умение и мастерство в управлении сверхсложными реактивными самолетами и вертолетами. В их честь с 1996 г. отмечается День авиации ВМФ России.
В распоряжении ВМФ находятся истребители, штурмовики, противолодочные самолеты, поисковая, разведывательная и транспортная авиатехника. В их задачи входит:
- обнаружение, слежение и обезвреживание подводных лодок;
- поиск и сопровождение нарушителей морских границ;
- наведение на объекты противника;
- защита военно-морских баз и кораблей от нападения врага;
- уничтожение вражеских ракет и авиатехники;
- перевозка десантных войск и грузов;
- спасательные работы.
Большой ударной силой является корабельная авиация, представленная тяжелым авианесущим крейсером, на борту которого базируются самолеты марки «Су», «МиГ», вертолеты «Ка». Но большая часть авиации ВМФ базируется в береговой зоне.
Празднование
День основания морской авиации ВМФ России проходит торжественно, несмотря на то, что он не является выходным. Награждаются лучшие военнослужащие, звучат поздравления по телевидению и в радиоэфире. В этот день можно узнать много интересного о прошлом и настоящем морской авиации, увидеть потрясающие, яркие показательные выступления авиаторов, совершить интересную экскурсию. Защитникам Родины дарят свое искусство творческие коллективы страны.
Организовываются встречи молодежи с ветеранами и военнослужащими авиации ВМФ. В честь погибших проводятся траурные митинги и молебны.
Интересные факты
В составе ВМФ РФ 4 флота, каждый имеет свою собственную авиацию.
До 1942 г. в армиях Японии, Великобритании и Франции существовала подводная авиация (она уже не используется). На субмаринах были оборудованы ангары, в которых в сложенном состоянии находились гидросамолеты. Взлетали они с помощью катапульты, когда лодка поднималась на поверхность, а после полета приводнялись.
В 1935 году С. А. Базилевский создал проект по созданию трех гигантских подводных лодок: крейсера, линкора и авианосца, которые имели бы наряду с торпедным крупнокалиберное и авиационное вооружение. В ангарах первых двух субмарин размещались 1-3 самолета-разведчика, а на авианосце базировались 16 единиц истребителей и бомбардировщиков. Проект реализован не был.
Век назад была основана морская авиация ВМФ России
Первая победа русских летчиков в воздушном бою над морем была одержана 17 июля 1916 года. Ровно сто лет назад, в ходе Первой мировой войны, четверка М-9 превзошла в мастерстве немецкие самолеты над Балтийским морем. Эту дату принято считать днем основания морской авиации ВМФ России.
Морская авиация Военно-морского флота России отмечает столетие. Как заявил по случаю знаменательного события главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев, «боевая деятельность морской авиации на протяжении всей истории флота отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством».
Именно 17 июля 1916 года российские гидросамолеты добились первой боевой победы над морем — с тех пор и ведется отсчет истории морской авиации. В августе 1941 года летчики ВМФ нанесли первый удар по германским фашистам.
«Особую гордость военные моряки испытывают за летчика-североморца Юрия Алексеевича Гагарина — первым проложившего путь человечества к звездам», — говорится в поздравлении адмирала Королева на сайте Минобороны.
Какую роль сыграла армейская авиация в Панджшерской операции в Афгане
«Газета.Ru» вспоминает вехи истории становления военно-морской авиации.
На самом деле гидроавиация в России появилась еще в 1911 году — и поначалу гидросамолеты закупались за рубежом. Однако затем знаменитые российские конструкторы Владимир Лебедев и Дмитрий Григорович разработали несколько прототипов летающих лодок.
Первый отечественный гидроплан был спущен на воду 6 августа 1912 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Эту дату указывают в качестве дня рождения российской морской авиации.
Однако с неменьшим основанием днем рождения гидропланерного флота можно считать еще более раннюю дату — 16 сентября 1910 года, когда в Севастополе в условиях флота впервые поднялся в воздух аэроплан «Антуанет», пилотируемый лейтенантом Станиславом Дорожинским. Через неделю, 22 сентября 1910 года, самолет «Блерио-ХП» впервые в России пролетел над морем из Петербурга в Кронштадт.
Идея авианосца впервые была высказана российским инженером, капитаном корпуса инженеров флота Львом Мациевичем. Еще в 1909 году Мациевич написал докладную записку в Главный морской штаб, в которой предлагал разработать конструкцию авианесущего корабля, гидроплана и специальной катапульты, позволяющей прямо с палубы запускать военные самолеты.
«Газета.Ru» публикует рассекреченные данные о первом налете ВВС Германии на Москву в июле 1941 года
В 1912–1914 годах на базе российской техники были сформированы воздушные подразделения в составе Черноморского и Балтийского флотов.
У российского авиаконструктора Дмитрия Григоровича интересная судьба. Дмитрий Павлович и работал на сахарном заводе, и служил в интендантстве военного ведомства, а еще издавал свой собственный журнал «Вестник воздухоплавания». В 1912 году Григорович, получивший инженерное образование, становится техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К», а год спустя создает летающую лодку М-1 — первый в мире гидросамолет. За первым гидропланом последовали другие, более совершенные. Считается, что российский двухместный гидроплан М-5, сконструированный Григоровичем, по ряду характеристик превосходил зарубежные аналоги.
Вслед за М-5 Григорович разработал тяжелый гидросамолет М-9, предназначенный для нанесения ударов по кораблям и береговым объектам.
В знаменательном сражении 17 июля участвовали четыре самолета М-9 конструкции Григоровича. Эти самолеты базировались на первом российском авианесущем корабле «Орлица» (фактически это был грузопассажирский пароход, в 1915 году переоборудованный в авианосец). Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, а также могли открывать пулеметный огонь и сбрасывать бомбы.
Исполняется 75 лет со дня легендарного подвига советского летчика Гастелло
17 июля четыре М-9 приняли бой с немецкими самолетами, стремившимися нанести удар по российской военно-морской базе на острове Сааремаа. В ходе напряженного боя нашим летчикам удалось сбить два вражеских аэроплана;
два оставшихся немецких летчика повернули назад. Наши самолеты вернулись на «Орлицу» в полном составе. Это была первая победа, одержанная над морем русскими летчиками на гидропланах российского производства.
В дальнейшем российская морская авиация становится одной из основных сил флота. С приходом к власти Владимир Ленин лично приказал учредить должность комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. Первым комиссаром стал Андрей Павлович Онуфриев, который впоследствии был назначен заместителем начальника Главного управления Военно-воздушного флота.
На развитие авиации ВМФ советское правительство выписывало колоссальные средства — так,
в 1922 году руководители государства выделили 35 млн рублей на восстановление и создание авиационных заводов и конструкторских бюро. Перед авиаконструкторами и инженерами стояла непростая задача — «создать большой океанский флот, достойный великой Советской державы».
Триумфом морских летчиков в Советском Союзе стала операция по спасению челюскинцев в 1934 году. Когда пароход затонул, на льду оказались 104 человека — в том числе женщины и маленькие дети. В столице тут же была создана специальная комиссия по спасению челюскинцев — ее возглавил один из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Иосифа Сталина Валериан Куйбышев. И спустя полтора месяца
Над Сирией впервые замечен противолодочный самолет Ту-142
советские летчики сняли со льдины всех потерпевших кораблекрушение
(в том числе начальника экспедиции, знаменитого географа и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта). Особенно отличился летчик Анатолий Ляпидевский — в ненастную погоду он совершил 29 поисковых полетов, прежде чем обнаружил лагерь выживших. В конце апреля 1934 года Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
«Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — писала тогда французская газета «Тан».
В Великую Отечественную войну морская авиация первой проложила путь к победе, еще в ночь на 8 августа 1941 году нанеся удар по Берлину.
Авиаторы 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота осуществили сброс бомб на хорошо освещенную столицу Третьего рейха
— а не ожидавшие удара немцы в течение целых 40 секунд не могли включить светомаскировку. «В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь», — оповестило тогда советское Информбюро.
А вот отрывок из письма немки на фронт своему супругу: «Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно».
Звания Героя Советского Союза были удостоены 260 морских летчиков, а пятеро из них — дважды.
Корабельные вертолеты Ка-52К поставят на отправляющийся в Сирию крейсер «Адмирал Кузнецов»
Официальным праздником морских летчиков день 17 июля стал спустя 80 лет, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Феликса Громова №253 от 15 июля 1996 года.
Современная морская авиация выполняет разные функции: ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения. Боевой состав и возможности корабельной авиации расширяются, разрабатываются новые авиационные средства поражения подводных лодок, создается самолет-амфибия нового поколения.
Морские летчики отрабатывают свои навыки во всех широтах — от юга России и до самой Арктики. К средиземноморскому походу к берегам Сирии готовятся экипажи самолетов и вертолетов морской авиации, базирующиеся на единственном в России тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
Чем прославилась морская авиация ВМФ, день которой отмечают в России 17 июля
День 17 июля в военной истории России особенный – в 1916 году состоялся первый бой российских морских летчиков с противником, так и появился праздник морской авиации ВМФ. С тех пор менялись поколения летчиков, поколения техники, но главное оставалось неизменным – отвага и самоотверженность летного состава, ведь морская авиация особая, как говорится: «у пилотов морских не бывает могил на войне…»
Краткая история появления и становления морской авиации ВМФ России
Именно день боя 17 июля 1916 года, когда русские самолеты с авиатранспорта «Орлица» вступили в бой с германскими самолетами и стал датой рождения морской авиации России, о нем вспомнили через 80 лет, в 1996-м и утвердили соответствующий праздник, хотя приказ о формировании авиационных подразделений на флоте появился несколькими месяцами ранее.
Русские морские летчики воевали храбро и умело и к началу 1917 года в морской авиации Российской Империи насчитывалось почти 300 аэропланов, как называли тогда самолеты.
Авиация ВМФ в период между мировыми войнами
В годы революции и Гражданской войны деятельность военно-морской авиации была эпизодической, потом военно-морскую авиацию упразднили вообще. Новое дыхание ВМФ и его авиация получили в конце 30-х годов прошлого века, когда у власти уже утвердился Сталин.
Был заново создан Наркомат ВМФ и морская авиация оказалась в его прямом подчинении. «Отцом» советской морской авиации по праву считают генерала, а впоследствии – маршала авиации Семена Жаворонкова. Именно они возглавлял авиацию ВМФ с 1939 по 1946 годы.
Это по его инициативе ВМФ СССР получал самолеты новых типов (хоть и далеко не в полном объеме), во время его руководства авиаучилище в г.Ейск было полностью передано советскому флоту, по его инициативе, наконец, в первые месяцы войны первые авиаудары по Берлину нанесли именно морские летчики СССР. В суровые годы ВОВ авиация ВМФ внесла просто огромный вклад в Победу
Авиация ВМФ СССР в годы ВОВ
Советские военно-морские летчики сделали многое для Победы над врагом – достаточно вспомнить, что почти 70 % вражеских кораблей были потоплены именно ними, а это более 400 единиц. А сколько было уничтожено живой силы и техники противника на суше, сбито его самолетов – даже трудно подсчитать. Первые бомбовые удары по Берлину были тоже нанесены морской авиацией, самолетами Балтийского флота.
Особенное мужество проявили летчики-торпедоносцы. Когда они выходили в атаку на боевой курс, то маневрировать уже не могли, высота составляла всего 10-15 метров. В этот момент по ним били все средства ПВО, а отвернуть они не могли.
Поэтому торпедоносцев часто сравнивали со смертниками, хотя некоторым повезло, и они прошли всю войну. Многие морские летчики совершили тараны вражеских самолетов и повторили подвиг Гастелло.
Закончили войну морские летчики над базами поверженного врага. В ходе войны в состав авиационных соединений ВМФ входили абсолютно все типы машин – истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, торпедоносцы.
На Севере морским летчикам пришлось еще сопровождать и союзные конвои – это задание тоже было выполнено с честью. А закончили Вторую мировую военные летчики с Тихого океана, Победой над Японией.
Военно-морская авиация после войны и в наше время
После ВОВ начался расцвет авиации ВМФ, на вооружение постоянно поступали новые типы машин. Это позволило защитить от американской агрессии Северную Корею и сдерживать противника и дальше. Суровые 90-е годы отразились и на морской авиации, но в последние годы она опять переживает бурный подъем. Помимо регулярного участия в учениях летчики получают и реальную боевую практику.
Такую возможность дали им боевые действия на территории Сирии. Там в порядке ротации побывали уже многие летчики. Но некоторым из них пришлось участвовать и отдельно. Например, во время нанесения ракетных ударов с борта ракетоносцев ТУ – 22М3.
Другие летчики вылетали на задания с борта авианосца «Адмирал Кузнецов», где есть своя авиагруппа, имеющая на вооружении многоцелевые самолеты СУ -33. Возрождение морской авиации ВМФ России продолжается и будет продолжаться и далее — во исполнение генеральных планов перевооружения и развития всех ВС РФ.