Хэллоуин: канун Дня всех святых

Хэллоуин: канун Дня всех святых

Хэллоуин 2021 в России: история и традиции праздника

Нынешний Хэллоуин — это видоизмененный праздник древних кельтов под названием Самайн (Samhain). Когда-то давно они населяли довольно обширную территорию Европы, но особенно значительный след оставили на землях нынешней Великобритании, Ирландии и Северной Франции. Оттуда праздник под названием Halloween и пошел.

А образовался он из-за того, что кельты, делившие год на две равные половины, первый период — с мая по октябрь — считали добрым и светлым, а период с ноября по апрель — холодным и, соответственно, временем зла и тьмы. Ночь с 31 октября на 1 ноября была рубежом между этими двумя отрезками года. Кстати, ночь с 30 апреля на 1 мая, называемая в народе Вальпургиевой, — это зеркальное отражение Самайна, когда добро и свет якобы возвращаются на землю.

По представлениям кельтов в ночь Самайна между нашим миром и миром духов открывалась невидимая дверь, через которую усопшие родственники могли заглянуть в гости к своим живущим потомкам.

Но вместе с ними в мир людей могла проникнуть и всяческая нечисть. И кельты предпринимали множество мер по защите себя самих и своего жилища от всех этих монстров: собирались у костров со своими жрецами-друидами, приносили жертвы своим языческим богам, надевали на себя звериные шкуры, чтобы отпугнуть злых духов, приносили в жилища огонь от священного костра.

С приходом в Европу христианства языческие праздники потеснили. А потом и вовсе стали заменять новыми — христианскими. Повод для веселья оставался, а вот смысл кардинальным образом менялся.

В VIII веке римский папа Григорий III решил перенести на 1 ноября День всех святых. А 31 октября стало кануном этого праздника. По-английски это звучало как All Hallows Even, что впоследствии сократилось до лаконичного Halloween.

Однако старые языческие традиции искоренить так и не удалось. И сегодня Хэллоуин у многих продолжает ассоциироваться вовсе не с христианскими святыми, а с языческой верой в то, что в эту ночь стираются границы между мирами.

Древние традиции, пережив некоторую трансформацию, существуют и теперь. Только вместо звериных шкур на Хэллоуин принято надевать костюмы. Причем зачастую такие страшные, что любая нечисть, как считалось, непременно придет в ужас и пустится наутек.

Во многих странах угощение для духов сегодня достается детям, ходящим от дома к дому в красочных костюмах.

А священный огонь по-прежнему приносят в дом в фонариках, вырезанных из тыквы. Кстати, неясно, фигурировала ли тыква в первоначальных традициях. По некоторым версиям это была репа или брюква.

К нам Хэллоуин пришел в 90-е, и еще не успел обрасти традициями, подобными тем, что существуют в Европе или Америке, где Хэллоуин праздновался веками.

Русская Православная Церковь празднование Хэллоуина не одобряет. Как кстати, и Совет муфтиев России. Именно из-за его языческих коннотаций — как ни крути, а кельтский Самайн ассоциируется со смертью, в то время как христианство говорит нам о вечной жизни. Защитой от всяческого зла для христианина является вера в Бога, без чуждых стародавних обрядов. И у православных есть свой День всех святых — он приходится на первое воскресенье после праздника Святой Троицы в июне.

Тем не менее, россияне относятся к Хэллоуину просто как к поводу повеселиться, надеть необычные костюмы и провести время в компании друзей. Как и многие праздники других стран, пришедших в Россию, Хэллоуин утратил свое первоначальное значение, растерял часть традиционных для него ритуалов и оброс новыми.

Сегодня во многих клубах в ночь на 1 ноября проводятся Halloween-parties. Наличие костюма и фонарика из тыквы на таких мероприятиях приветствуется. Те, у кого нет желания отправляться в клуб, организовывают домашние вечеринки. Здесь можно отпустить фантазию и как следует повеселиться, украшая дом, придумывая праздничный грим и изобретая тематические угощения.

1. «Пальцы ведьмы»

Жутковатые печеньки в виде пальцев едва ли захочется готовить по какому-то другому поводу, кроме Хэллоуина. Но на этот праздник они будут актуальны как никогда. Сделать их довольно просто, даже если вы не особо-то и кулинар.

Понадобятся следующие ингредиенты:

  • 150 грамм сливочного масла
  • 100 грамм жареного миндаля
  • 2,5 стакана муки
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • 1 стакан сахара
  • 1 чайная ложка ванильного сахара
  • 1 яйцо
  • 1 ст. ложка варенья (красного цвета, конечно)
  • 1 щепотка соли

Масло достаем из холодильника, чтобы оно подтаяло до комнатной температуры. Добавляем в него сахар и взбиваем. Затем примешиваем ванильный сахар и яйцо. Взбиваем все вместе 5 минут. В отдельной посуде соединяем муку, соль и разрыхлитель. Полученную смесь постепенно вмешиваем в масло — в результате у вас должно получиться твердое, но не липкое тесто. Убираем его в холодильник на полчаса.

Спустя 30 минут вытаскиваем тесто из холодильника. Отщипываем от него небольшие куски и скатываем их в колбаски. Каждой колбаске придаем форму пальца — сплющиваем тесто по бокам в верхней и нижней части, затем придавливаем сверху, чтобы «палец» получился более плоским. Зубочисткой можно прорисовать полоски на фалангах. Вареньем намазываем кончик колбаски, можно им же обозначить морщинки пальцев. Затем на кончик «пальца» накладываем миндаль — это ноготь — и слегка придавливаем.

На противень кладем бумагу для выпечки, на ней раскладываем наши «пальцы» так, чтобы они не соприкасались между собой. Отправляем в разогретую до 180 градусов духовку на 20 минут.

2. Яблоки в карамели

Это традиционный хэллоуиновский рецепт и вкусное лакомство на любой праздник. Готовятся они просто и с минимальным количеством ингредиентов:

  • небольшие сладкие яблоки — 5 штук
  • сахар — 8 столовых ложек
  • вода — 2 столовые ложки
  • лимонный сок — 1 столовая ложка
  • пищевой краситель (красный, конечно!) — 3 капли
  • украшения: палочки-шпажки/палочки для суши, листочки из мастики, кокосовая стружка, дробленые орехи, сахарная пудра — все зависит от вашего желания и фантазии

Прежде чем начать готовить карамель, подготавливаем яблоки и украшения: вымойте и высушите полотенцем фрукты, удалите плодоножки. В месте, где рос хвостик, наколите яблоки на деревянные палочки. Уберите их в морозилку — они должны охладиться, но не должны замерзнуть. Распределите по тарелочкам обсыпку, подготовьте листики из мастики заранее — потом у вас не будет на это времени.

Для приготовления карамели в глубоком сотейнике смешиваем воду, сахар, краситель и лимонный сок, ставим на средний огонь, хорошо размешиваем. Затем убавляем огонь до минимального и растапливаем сахар. Смесь можно аккуратно помешивать неметаллической лопаточкой, ею же убирать со стенок посуды налипший сахар, чтобы он не горел. Как только сахар растает, увеличиваем огонь — карамель должна покипеть минут 7-8 и стать однородной и слегка густой. После этого выключаем плиту и даем карамели остыть — поверхность правильно приготовленной массы должна быть гладкой, без пузырьков и неровностей. Пока она остывает, подготовьте блюдо, застеленное пергаментом или смазанное тонким слоем растительного масла без запаха — на него вы будете ставить яблоки. Достаньте фрукты из морозилки и насухо оботрите полотенцем, чтобы на них не оставался конденсат.

Погрузите фрукт в сотейник, держа его за шпажку. Сам сотейник лучше наклонить набок, так яблоко можно целиком поместить в сироп. Распределите сироп по поверхности фрукта, прокручивая его вокруг своей оси. Дождитесь, пока лишняя карамель стечет и вытащите яблоко из сотейника. Если вы хотите его украсить обсыпкой — сейчас самое время. Перенесите яблоко на подготовленное блюдо и дайте ему отдохнуть. Карамель застывает через пару минут, поэтому вы быстро сможете подать готовый десерт. А из остатков сиропа можно сформировать конфетки-карамельки.

О веселом празднике тыквы Halloween

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Хэллоуин — праздник с двойным дном

Хэллоуин — уже традиционно воспринимается нами, как праздник нечистой силы. Его история восходит к языческим верованиям кельтов, однако христиане Запада именно в этот день установили большой и радостный праздник — «День всех святых». Такой выбор, конечно же, был не случаен. Он связан с именем первого ирландца-христианина, не испугавшегося выступить против сил тьмы в те дни, когда по верованиям его народа, зло получало особое могущество. Этим человеком был святой Патрик.

Мифология Хэллоуина корнями уходит в кельтское язычество. В их календаре на этот день приходится праздник Самайн, хотя собственно праздником его назвать трудно.

Древний кельтский год был разделен на два сезона: холодный и теплый. На календарной табличке, найденной в 1897 году во французском городке Колиньи, каждый день имел пометку «Мат» или «Ant», то есть удачный или неудачный. Концепт доброго и злого времени можно встретить и в знаменитой эпической поэме «Похищение Быка из Куальнге», где ученик друидической школы спрашивает своего учителя, благоприятны ли знамения для сегодняшнего дня или нет.

Самайн считался началом нового года, однако новогоднего настроения он явно не вызывал. Это был самый опасный и зловещий день во всем календаре. Юлий Цезарь, ведя войны в Галлии, комментируя некоторые кельтские религиозные представления, отмечал, что в день Самайна открывалась дверь между мирами, и боги свободно входили в пространство человеческой жизни. Дорога была открыта в оба конца. Люди тоже могли проникать в мир иной, но часто это был one-way ticket — билет в один конец. Кельтские боги не любили незваных гостей и сами были гостями ужасными. Разгуливая в этом мире, они скорее напоминали выпущенных из клеток зверей.

Согласно «Битве при Маг Туиред», они постоянно воевали друг с другом, а встреча с людьми превращалась в резню. Не было ни одной армии, которая смогла бы им противостоять. От богов можно было только откупиться жертвоприношениями. Согласно Диодору Сицилийскому в качестве «новогодних подарков» на Самайн кельты иногда убивали даже собственных детей.

Самайн тесно связан со вторым большим сезонным праздником кельтского календаря Белтайном, который отмечался 1 мая. Согласно сообщению святого Кормака, ирландского епископа X века, в течение Белтайна друиды строго следили, чтобы никто не разводил огонь. Первым в эту ночь должен был загореться священный костер на холме Тара, который служил защитой от грозящей катастрофы. В «Книге Завоеваний» говорится, что именно в Белтайн страшное моровое поветрие уничтожило первых людей, населявших Ирландию — эпидемия была столь яростной, что мертвецов даже не успевали хоронить. И именно в Белтайн, согласно «Книге бурой коровы», богами было уничтожено второе население Ирландии, пришедшее сюда через тридцать лет после катастрофы с моровым поветрием.

Как видим, Белтайн также трудно назвать праздником. Это скорее был национальный траур и всенародное выражение ужаса перед «божественным геноцидом». В ночь на первое мая под страхом смерти должны были быть потушены все костры. И за всю историю, только единственный человек осмелился нарушить это указание. Им был просветитель Ирландии святой Патрик. Его встреча с друидами и верховным королем Ирландии произошла именно в ночь Белтайна, который, согласно преданию, в тот год совпал с христианской Пасхой.

Патрик не побоялся развести костер на соседнем холме. Ужас охватил друидов. Один из них прорек верховному королю, что если этот огонь не потушить сейчас же, то его пламя распространится по всему острову, разрушив старую веру и ее страхи. Так, собственно, и случилось. Как известно, миссия равноапостольного Патрика была невероятно успешной. Примерно за полвека Ирландия из страны, где царили дикие жертвоприношения, превратилась в «остров ученых и святых». Люди перестали бояться «незваных гостей» из потустороннего мира. Кельтское общество было радо освобождению от сомнительного «культурного наследия» язычества, требующего смертоубийства и наводящего ужас. Бояться теперь было нечего. Ведь Тот, Кто победил ад, разрушил и двери адского Самайна.

Именно в этот день кельтские христиане в VIII веке начали отмечать память всех святых, которые как бы стали «армией», остановившей рассвирепевшие полчища языческих демонов. Таким образом, христианство не вытеснило из народной памяти важную для всей кельтской культуры дату, но наполнило ее новым смыслом.

Идея «христианского Самайна» — когда воины Христовы встают на защиту людей от озлобленных духов, вышедших на охоту — так понравилась Риму, что столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической церкви праздником в честь «Всех святых», а Карл Великий повелел отмечать этот праздник по всей империи франков.

Религия кельтских друидов зачастую очень далека от той романтики и доброго волшебства, которые приписывают ей сегодня в кино и книгах. Вся история Самайна, или того что сейчас называют Хэллоуином, связана с весьма страшными верованиями и традициями духовной жизни языческих кельтов. Лишь приняв Христа Воскресшего как победителя смерти, кельты победили и собственные страхи. Смертоносный Белтайн наполнился радостью о Христе Воскресшем, а грозный Самайн стал обычным новогодним торжеством – добрым и веселым.

Хэллоуин (Halloween) канун Дня Всех Святых история и некоторые факты. Древний кельтский праздник Самайн

Доброго времени суток, друзья. Ну, вот, уже и октябрь начался, а это значит, что совсем скоро настанет Halloween. Обожаю этот праздник! Меня так и будоражат все эти легенды, поволока мистики и таинственности, но самое главное, история этого дня. А она, скажу я вам, очень, ну просто очень древняя, и пришла к нам, наверное, из самых волшебных — кельтских земель.

Не все вдаются в подробности, и уж тем более не все лезут в мохнатые-бородатые заросли веков. Для многих Halloween (он же Хэллоуин) обычный праздник, который отмечается 31 октября и пришел к нам с Запада. Повод весело провести время, покуражиться. Причем все это приправлено некой довольно-таки забавной атрибутикой, мистикой и страшилками, ну и, конечно же, магией маскарада. Весело, не спорю, но более интересно иное.

История Halloween. Праздник Самайн

По традиции Halloween отмечают в канун Дня Всех Святых, который у нас (точнее у них, у стран англоязычных) 1 ноября (это в католицизме, в православии же, подобный день приходится на восьмое воскресенье после Пасхи). Официальным выходным Halloween не является, однако день (а скорее ночь) долгожданный, для ребятни, я думаю, особенно.

Прислушаемся к самому слову «halloween». Правда ведь красиво звучит? Этимология тоже красивая.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, это слово начало употребляться впервые в 16 веке, и являлось сокращением от All Hallows Even, что в переводе на наш Великий и Могучий означает Вечер Всех Святых.

Корни Хэллоуина уходят в кельтский языческий праздник Самайн (И если верить историкам (среди них хочется особенно отметить Николаса Роджерса, именно он достаточно долго и глубоко изучал историю этого дня) то Halloween не имеет никакого, по сути своей, отношения к древнеримскому празднику, имя которого Паренталий). В старо-ирландской литературе описание этих празднеств появилось только лишь в 10 веке. Само слово Самайн (Samhain) означает «конец лета».

Самайн был праздником достаточно крупным и отмечался он всеми Британскими островами. По традиции его принято ассоциировать со смертью и душами предков. Однако нет никаких свидетельств тому, что в самом начале своего существования этот день имел какое-то такое сверхъестественное значение. Он был обычным сезонном сельскохозяйственным праздником.

Да, в этот день совершались свои особенные обряды и жертвоприношения, да в эту ночь гадали. А к тому же еще зажигали зимний очаг – как символ того, что лето закончилось, урожай собран и холода на носу, но не более.

Спустя некоторое время появился обычай надевать маски, связанный с защитой от душ умерших, которые, по легендам, только лишь в эту ночь могли разгуливать по земле. Так вот, чтобы не стать добычей какого-нибудь не очень хорошего мертвеца, люди и надевали на себя шкуры зверей, их головы и гасили в доме свет. А в идеале надо было к жрецу-друиду держаться поближе. Вот и собирались у костров.

Своей «не самой хорошей» репутацией Самайн обязан христианским монахам 10 -11 веков, которые и писали-то о нем спустя несколько столетий, когда Ирландия уже приняла новую религию. А не угодил им этот день вот чем:

во-первых праздник языческий;

во-вторых, связан с умершими.

Понятное дело, такой микс: язычество+смерть — чисто сатанинский обряд получился. Монахов можно понять.

Уже в 8-ом веке День Всех святых начинает потихоньку замещать Самайн. Гэльские традиции тесно переплетаются с католическими обрядами, грани постепенно стираются, все смешивается, и… та-дам! На выходе мы получаем Halloween.

Как и Самайн, Хэллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. И не все традиции изначального языческого праздника (чему я рада) потеряны: в Ирландии и на севере Шотландии, например, до сих пор принято вспоминать умерших предков и рассказывать истории о них.

Что касается традиций, не все они такие древние. Так, обычай ходить по домам и выпрашивать сладости появился только в 16-ом веке. Тогда и взрослые, и дети надевали тканевые маски и ходили от одного дома к другому, вытворяя всякие шалости и выпрашивая угощение.

А обычай носить с собой «светильник Джека» (это как раз всем известная тыква с подсветкой изнутри) и надевать ролевые костюмы, вообще, появился в конце 19, начале 20-х веков. Кстати, есть легенда (раз уж мы вспомнили о тыкве).

Легенда о светильнике Джека, основном атрибуте праздника Halloween

Жил-был как-то, когда-то (очень давно, и где точно неизвестно) жадный-прежадный до денег кузнец по имени Джек. Выпить любил, хлебом не корми. И вот решил он однажды пропустить стаканчик другой с самим Властителем Преисподней. Дьявол согласился и посидели они в трактире, пропуская по одной.

Пришло время расплачиваться, и Джек предложил сатане обернуться монеткой, чтоб за выпивку расплатиться, тот согласился (какие же доверчивые эти темные силы). И, как только он монеткой-то обернулся, Джек хвать его, и в карман положил. Рядом с серебряным крестиком.

Так и попал сам Властелин Преисподней, Царь Тьмы в ловушку, и никак выбраться не мог. Ни туда, и ни сюда – крест мешает истинное обличие принять. Что же делать? Стал он договариваться с Джеком. Сторговались на том, что Джек Дьявола выпускает, а тот ему никаких козней целый год не строит, и душу не забирает после смерти. Уговор дороже денег, он был выполнен.

Однако я уж не знаю, как так у них вышло, Дьявол второй раз попался на уловки Джека. Хитрый кузнец попросил лукавого залезть на дерево за какими-то фруктами. Судя по всему, фрукты были бриллиантовые, потому что, Сатана туда полез, а Джек тем временем нарисовал на стволе дерева крест. Опаньки, вот ведь незадача.

Пришлось опять торговаться, и на этот раз Джек выпросил себе аж десять лет беззаботной жизни. Однако, всеми радостями такого «подарка» пройдоха не смог насладиться – умер вскоре.

Дьявол его душу не забрал, но и в раю такие кузнецы оказались не нужны. Вот и застряла грешная душа Джека между мирами, обреченная скитаться по земле…вечно, друзья. Ну, или пока Судный день не настанет.

А чтобы не так темно и грустно было, сатана бросил кузнецу кусочек горящего угля (хотя, возможно, он это сделал из вредности). А Джек этот уголек положил в старую тыкву, и разгуливал с ней по земле, освещая себе дорогу.

Отсюда и появилось название Jack’s Lantern, то есть Светильник Джека.

Символы Хэллоуина

Несмотря на то, что ходить со светильником-тыквой по домам стали совсем недавно, сама традиция вырезать таких вот чудиков уходит корнями в далекое-далекое прошлое. Еще кельты делали подобные фонари (правда, в ход шла репа) для того, чтобы души умерших смогли найти дорогу в чистилище.

А уже потом (с популяризацией Хэллоуина) обычай расползся по всем англоязычным странам, включая США (кстати, тыкву в качестве фонаря придумали использовать именно в Северной Америке, у них там этот овощ был доступней брюквы и репы).

Какая еще атрибутика у Хэллоуина:

костюмы героев фильмов ужасов (это всякие ведьмы, мумии, Франкенштейны и прочие монстрики);

в украшениях домов обязательно должна присутствовать осенняя тематика, и не просто осенняя, а осенне-сельскохозяйственная (например, огородное пугало, корзины с урожаем и тому подобное);

основные темы праздника мистика, зло, оккультизм и прочая непонятность;

а традиционные цвета оранжевый и черный (одно из моих любимых сочетаний).

Сейчас связь с корнями этого праздника во многом потеряна, не знаю хорошо это или плохо. Многие, в частности православная церковь, эти празднества вообще осуждает (в некоторых странах даже запрещают).

Однако, несмотря на все камни, брошенные в древний языческий праздник, Хэллоуин живет. И очень популярен. Нет, не только продавцы атрибутики и карнавальных костюмов на нем зарабатывают. Возьмем хотя бы, кинематограф.

О! Сколько фильмов я видела, в которых события разворачиваются на фоне Хэллоуина, но выделить могу только кукольный мультик Тима Бертона «Кошмар Перед Рождеством» (и то, скорее потому что, очень люблю этого режиссера.

В музыке Halloween тоже оставил свой след, как, впрочем, и в литературе. Одним словом, везде.

Галерея тыковок

Ну вот, пожалуй, и все. На самом деле, я не сказала и самой маленькой части о Хэллоуине. Тут все настолько глубоко, двояко и загадочно(с одной стороны). Что говорить об этом дне можно долго, а мое эфирное время ограничено. Я дам ссылку на Вики, там подробней написано, а сама побегу фонарик из тыквы делать (шучу, конечно, лень мне, да и рановато еще).

Хэллоуин, Самайн или День всех святых?

Ночь с 31 октября на 1 ноября наделяют мистическим смыслом. Древние кельты считали, что в это время нужно держать оборону между нашим и потусторонним миром, а наши современники устраивают вечеринки с тыквами и шляпами ведьм. О том, как обезопасить себя в этот невеселый день, «Правде.Ру» рассказали представители разных конфессий и певица Хелависа.

По мнению протоиерея Владимира Вигилянского, руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла, любое участие православных христиан в праздновании Хэллоуина «совершенно недопустимо». «Это чисто коммерческий проект, никакого духовного содержания тот проект не несет ни для тех, кто его внедрил в наше общество, ни для тех, кто подключился к этому коммерческому проекту. Ничего духовного я в этом не вижу, просто глупость людская и невежество», — отметил он в интервью «Правде.Ру».

Как подчеркнул отец Владимир, «те, кто участвует в этом, должны понимать, что это просто легкий способ выкачать у них деньги».

Протоиерей Игорь Пчелинцев, член Межсоборного присутствия также считает, что участвовать в хэллоуинских мероприятиях или их подготовке православным не стоит. «Ну, а если ради друзей или близкого человека ты вынужден там быть — молись за всех и не смущайся ничем, потому что кто-то должен молитвой помочь этим людям», — отметил он.

В качестве примера он привел парижского «священника улицы» Ги Жильбера, который ходил со своими подопечными на дискотеки и в бары.

«Там он сидел в углу и молился за них — говорил, что молитва помогает избежать его подопечным большего зла. А просто запретить и не допустить он не мог — никто бы слушать не стал. Так, наверное, и у нас», — подчеркнул отец Игорь.

В обществе бытует стереотип, будто Хэллоуин вполне совместим с западной христианской традицией, а православные не принимают его исключительно из соображений патриотизма. Генеральный секретарь конференции католических епископов в России священник Игорь Ковалевский опроверг это заблуждение.

«Само по себе название Хэллоуин восходит к языческой культуре и ничего общего с христианской традицией не имеет. Христиане в этот день отмечают торжество всех святых», — рассказал он.

Как подчеркнул отец Игорь, «католики и Католическая церковь отмечает День всех святых». «В этот день проходят службы и верующие люди возносят молитвы по ходатайству святых. Это и есть смысл христианского празднования торжества Всех святых. Название Хеллоуин и связанные с ним обычаи наряжаться, устраивать шествия, демонстрации нечистой силы никакого отношения к празднованию Дня всех святых не имеют», — отметил он.

Российские протестанты отмечать Хэллоуин тоже не собираются. «Я считаю, что эта «забава» опасна для всех, не только для христиан. Потому что как бы мы не относились к вере, религии, существованию духовного, потустороннего мира, заигрывание с теми силами, которые в празднике обозначают однозначно как злые, вряд ли принесет пользу, совершит что-то доброе и созидательное в нашей жизни» — заявил епископ Константин Бендас, управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской.

«Если говорить об отношении протестантов-христиан, то мы однозначно это осуждаем, не празднуем и даже этот вопрос не возникает», — отметил он. По мнению представителя пятидесятников, в Хеллоуине воплощено «само собой разумеющееся зло, с которым мы должны бороться в своей жизни и вокруг нас». «Зло не должно быть основанием быть для какого-то праздника, шутовства и так далее», — убежден он.

«Я полагаю, что россиянам, независимо от их религиозной принадлежности, веры или безверия, следует воздержаться (от празднования Хэллоуина — «Правда.Ру») и найти иные поводы, коих и в нашем календаре предостаточно, для пожелания радости, любви, мира, счастья, успеха друг другу», — отметил К. Бендас.

Между любителями кельтской музыки и культуры и всем остальным обществом спор идет на другую тему — не о том, праздновать или не праздновать, а Хэллоуин или Самайн. Или Савань? Об истории этого древнеирландского праздника «Правде.Ру» рассказала известная певица Хелависа, по образованию кельтолог, кандидат филологических наук.

«Дело в том, что написание «самайн» — это просто древнеирландское слово Samain в русской транслитерации. По-древнеирландски это слово читалось, видимо, как «савань» (ударение на первый слог), а в современном языке оно пишется Samhain и звучит как «саунь» (и никаких «мх»!)», — отметила она.

По словам Хелависы, «суть этого дня и этого времени вообще (кстати, месяц октябрь по-ирландски тоже называется Samhain) — начало зимы по пастушескому календарю, который, как известно, несколько опережает земледельческий».

«Это время, когда открываются границы между нашим миром и Иным миром, время, когда с той стороны сюда могут проникнуть различные духи и существа, которые обычно живут только под холмами (Иной мир для кельтов располагается одновременно и за морем, и под землей), а люди могут неожиданно для себя совершить путешествие на ту сторону», — подчеркнула фолк-певица.

Как рассказала она, «особого «празднования» наступления зимы не было, был, скорее, ритуальный пир, призванный сохранить границу между мирами. В ирландских сагах часто описывается, как в ночь на Самайн все сидят по домам, жгут огонь и пируют, но, конечно, кому-то требуется выйти наружу, он нечаянно пересекает границу и оказывается, например, под ближайшим волшебным холмом, где проводит целый год, а потом возвращается в ту самую ночь, в которую исчез».

Певица, музыкант и автор «кельтских» песен Тикки А. Шельен — католичка, но против празднования Самайна ничего не имеет.

«Да как же его не отмечать добрым католикам, когда в День Всех Святых поминаются все святые, сколько их жило на нашей земле, — знаем мы о них или нет — это их профессиональный праздник! И еще — 1 и 2 ноября молятся за всех усопших», — убеждена она.

По мнению поэта и музыканта, «католик может в этот день получить индульгенцию за любого умершего, кто, вероятно, томится в Чистилище. Для того надо выполнить определенные условия: будучи в состоянии благодати, помолиться на кладбище в определенной интенции, посетить мессу и так далее. И так как мертвые нуждаются в нашей молитве и памяти сильнее, чем живые, непременно нужно отмечать этот день».

«Что же до тыквенных рож, привидений и прочей радости, — то это дань довольно древней традиции. Считается, что перед большими праздниками и святыми днями нечисть особенно лютует — вспомним хоть Гоголя с его «Ночью перед Рождеством» — там и вовсе черт звезды с неба уворовал. Ясное дело, что День Всех Святых не может пройти незамеченным в потустороннем мире. И недобрая атмосфера Самайна тут как нельзя более кстати», — отметила Тикки А. Шельен.

Как рассказала певица, «при определенном настрое и определенном угле взгляда на мир в потустороннее можно провалиться в любой день. Но, конечно, если верить сагам, в это время можно провалиться особенно глубоко, качественно и с наибольшими последствиями».

«От себя же добавлю: не стоит в ночи Самайна спать на земле, особенно там, где люди видели эльфов. Сиды, может, и не откроются, а цистит — штука по любому неприятная», — продолжила Тикки.

Как рассказала она, у древних кельтов этот праздник отмечался за три дня до и спустя три дня после полнолуния после первого снега, по нашему времяисчислению это ориентировочно — конец октября/начало ноября. День Всех Святых уже не зависит ни от снега, ни от фазы луны — это 1 ноября, значит, канун его — в ночь с 31 октября на 1 ноября.

Важная составляющая Самайна, по мнению Тикки А. Шельен, — это «укрепление крепости и дома — все свои собираются вместе у огня и держат «круговую оборону», и совместные трапезы как непременный атрибут этого странноватого и жутковатого праздника».

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Читать еще:  Международный день слепых
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector