Обрезание господне (расследование)

Обрезание господне (расследование)

В ветхозаветной иудейской Церкви Богом был установлен странный обряд обрезания крайней плоти. В чем смысл этого обряда?

Иногда встречается утверждение, что обряд установлен в гигиенических целях. Но это не так:

Во-первых, большинство народов как-то обходились и обходятся без обрезания. Зато именно при обрезании шанс заразиться и умереть исключительно высок, ведь понятия о дезинфекции в древности не было.

Во-вторых, обряд совершался над 8-дневными младенцами, притом что он весьма болезненный даже для взрослого, а уж тем более для новорожденного. Нет никакой гигиенической потребности в столь раннем сроке операции. Неслучайно у других древних народов, из числа практиковавших обрезание, обряд совершался гораздо позже, а именно при появлении у мальчика признаков половозрелости.

В-третьих, и это главное, обряд обрезания в Библии носит отчетливо религиозный характер. Вот что говорит Бог Аврааму:

«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. (…) и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.»

Как видите, дело отнюдь не в гигиене. Да и далее в Библии обрезание упоминается, в том числе и непосредственно Богом, именно как ключевой отличительный признак «своих». Термин же «необрезанные» используется в презрительном и уничижительном смысле, указывая на язычников. И еще интересный момент – обряд обрезания дан не Моисею, вместе с известными многочисленными установлениями (в том числе и несомненно гигиенического характера), но еще Аврааму. То есть тому, с кого началась история богоизбранного иудейского народа.

Итак, обряд обрезания у иудеев есть обряд религиозный. Причем, в Ветхом завет этот обряд имеет важнейшее значение, он является знаком завета с Богом, он отличает принадлежащих к богоизбранному народу и ветхозаветной Церкви.

Конечно, нет ничего удивительного в существовании «отличительного» религиозного обряда, но почему выбран столь странный способ пометить избранных? Почему знаком завета Бога и человека выбрана обрезанная крайняя плоть на мужском члене?

Если бы мы не знали из Библии о существовании в Ветхом завете такого обряда, то одно подобное предположение показалось бы нам невероятным кощунством. Ведь завет между Богом и человек есть нечто необычайно возвышенное и мистическое, не так ли? Тогда какое отношение к этому возвышенному божественному завету имеет, простите, мужской член?

Согласитесь, это и сегодня выглядит кощунством (просто мы привыкли и не удивляемся). Однако Бог требует от Авраама и потомков именно этого, и более того – Он делает отсутствие крайней плоти на члене главным символом завета. Почему?

Здесь есть и еще одна странность. Церковь считает, что человек создан совершенным (недаром же в Библии говорится, что Адам создан по образу Божьему). Таким образом, любое увечье, даже незначительное и символическое, является искажением изначально заложенного Творцом образа. Причем, этому фактору придается и религиозное значение – так, в Ветхом завете людям, имеющим какие-либо увечья, запрещено было быть священниками. В случае же с обрезанием все переворачивается с ног на голову – искажение изначального образа Божьего творения считается знаком завета с Богом. Парадокс, не правда ли?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

VIII. ОБРЕЗАНИЕ

VIII. ОБРЕЗАНИЕ «Вот Завет, который вы храните, между Мной и между вами и между потомством твоим после тебя»И тут же Господь называет Авраhаму Свой Завет с Ним:«… hимоль лахем (у вас) коль (каждый) захар (мужчина)» (7:10).То, что должно быть «у каждого вашего мужчины» определяется

2. Обрезание (2:25–29)

2. Обрезание (2:25–29) Если знание иудеями закона не избавляет их от Божьего суда, то не способно это сделать и обрезание. Несомненно, обрезание — это данный Богом знак или печать, закрепляющая Его завет с ними (Быт. 17:9 и дал.). Однако это не какой–то магический обряд или

2. Обрезание (2:25–29)

2. Обрезание (2:25–29) 2. Можете ли вы привести пример какого–нибудь «магического обряда или чародейства», который, подобно обрезанию у иудеев, является в наше время попыткой избежать суда Божьего?3. Какое «противоречие, включающее 4 аспекта», вскрывает Павел, давая новое

Обрезание В Бытии 17:11 написано: «Обрезывайте крайнюю плоть: и сие будет знаком союза между Мною и вами».Обрезание было распространено во многих местах мира, и не только на Востоке. Геродот (5 в. до н. э.) писал: «Только три народа искони подвергают себя обрезанию: колхи,

Обрезание В ветхозаветной иудейской Церкви Богом был установлен странный обряд обрезания крайней плоти. В чем смысл этого обряда?Иногда встречается утверждение, что обряд установлен в гигиенических целях. Но это не так:Во-первых, большинство народов как-то обходились

Обрезание С учетом вышеуказанного, миссия Христа является уникальным и крайне специфическим проектом – как уникальна и специфична и сама ситуация. С другой стороны, миссия по существу сводится, как это ни банально звучит, к созданию легитимного предлога для

4. Обрезание Исаака.

4. Обрезание Исаака. 3. и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; 4. и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог.“И нарек Авраам имя сыну своему… Исаак; и обрезал Авраам Исаака… в восьмой день…”В обоих

Обрезание Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.Восьми дней

Обрезание в Гилгале

Обрезание в Гилгале 1 Когда все аморрейские цари к западу от Иордана и все ханаанские цари у побережья услышали, что Вечный перед исраильтянами осушил для переправы Иордан, их сердца ослабели и в них не осталось духа сопротивляться исраильтянам. 2 Тогда Вечный сказал

…не спасет и обрезание

…не спасет и обрезание 25 Потому и обрезание только тогда что — то значит, когда ты соблюдаешь Закон, если же нарушаешь его, то обрезание твое — вовсе и не обрезание. 26 Если же, напротив, необрезанный исполняет предписания Закона, то не будет ли он считаться воистину

Обрезание Об обрезании в Коране нет ни слова. Наверное, потому что эту операцию в окружении Мохаммеда делали всем детям мужского пола — и еврейские племена, и язычники. Клитороэктомия какое-то время бытовала в тех местах, но такая практика быстро прекратилась. Однако в

Читать еще:  День косметолога

Обрезание Господне Лк. 2, 21

Обрезание Господне Лк. 2, 21 В силу Завета Божия с Авраамом (Быт. 17, 10–11) обрезание было отличительным знаком всех потомков его, дававшим право на участие в обетованиях Божиих отцу верующих (Рим. 4, 11–12). При Моисее этот обряд, получив силу закона, сделался обязательным для

Обрезание Вольтер с презрением говорил о том Б-ге, для которого имеет какое-то значение, обрезают ли Его приверженцы крайнюю плоть своим детям или нет. В ярких и язвительных высказываниях французского мыслителя в концентрированном виде было выражено скептическое

Обрезание Измаил, однако, не являлся тем сыном Аврама, потомкам которого был обещан Ханаан. Бог повторил свое обещание, заключив завет с Аврамом. В обмен на божественное право владеть Ханааном Аврам от своего имени и от имени своих потомков согласился принять Бога как

Обрезание В Послании к римлянам Павел обращается к проблеме, которая была первостепенной важности в первые десятилетия после распятия Иисуса: должны ли язычники, обращаемые в христианство, обрезаться и соблюдать все ритуалы Закона.Отношение Павла к обрезанию и Закону

Праздник Обрезания Господня

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Тропарь святителю Василию, глас 4-й

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил человеческие обычаи; царское священство — отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Уяснил природу всего существующего — в творениях Василия Великого, особенно в его «Шестодневе», есть много прекрасных описаний и объяснений явлений природы.

Украсил человеческие обычаи — украсил человеческие обычаи начертанием правил и установлением строгого монастырского жития, учреждением благотворительных заведений.

Царское священство — Василий — значит «царский». Святитель Василий Великий, после Афанасия Великого, стоял действительно во главе современного ему священства.

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЯ

Книга Бытия
(XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом — это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения. Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари, Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение). От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов завета с Богом и как обещание исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в книге Левит (Лев. XXVI, 41) и в Деяниях (Деян. VII, 51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры. В дальнейшем, уже в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

Читать еще:  1 июня отмечается Всемирный день молока

В праздник Обрезания Господня читается эта паремия для того, чтобы явно было для всех, что Господь во всем подчинялся закону. Он ничем не хотел подчеркивать Свою свободу от всех постановлений, но вполне справедливо позже указывал, что пришел не нарушить закон, но исполнить.

Что категорически нельзя делать на Обрезание Господня

Нарушение запретов чревато несчастьями

14 января православные россияне отмечают Обре́зание Господне — важный христианский праздник, который берет свое начало в IV веке.

В этот праздник христиане вспоминают о том, как младенец праведных Марии и Иосифа принял обрезание и получил имя Иисус, то есть Спаситель. Согласно еврейской традиции, обряд совершился на восьмой день после рождения ребенка. Считается, что таким образом Иисус Христос продемонстрировал свое смирение перед ветхозаветным законом, а также доказал, что он состоит из плоти и крови, как и другие люди.

Крайнюю плоть Иисуса Христа называют одной их христианских реликвий. Ей приписывают чудодейственные свойства. По преданию, в 800 году Карл Великий передал священный препуций папе Льву III. Позднее реликвию выкрали из Рима. Где она хранится сейчас, неизвестно. Есть сведения как минимум о 18 храмах в разных странах, где якобы находится препуция.

Обрезание Господне, как и другие христианские праздники, сопряжен с рядом запретов. Многие из них пересекаются с ограничениями Старого Нового года, который невоцерковленные люди отмечают 14 января.

В этот день нельзя заниматься делами, так или иначе связанными с финансами. Масштаб этих дел не имеет значения. Покупка новой недвижимости или подсчет мелочи в копилке — любые операции с деньгами, как верят в народе, принесут неудачу. Есть вероятность, что вы лишитесь крупной суммы либо потеряете собственность. Давать в долг тоже запрещено. В противном случае вы сами окажитесь в долгах.

14 января не рекомендуется выполнять работу по дому. Мыть полы, вытирать пыль, наводить порядок во дворе – все это лучше делать после Обрезания Господня. Ни в коем случае нельзя выносить мусор из дома. Таким образом, как опасаются суеверные люди, можно вынести из дома все благополучие.

Счастье из дома, как полагали наши предки, также может уплыть или улететь, если в праздничный день приготовить рыбу и птицу. Дабы не искушать судьбу, н а стол лучше поставить блюдо из свинины.

Считается, что человека постигнет несчастье, если 14 января он откажется от помощи ближнему своему. Не стоит проходить мимо попрошаек. Тем более не следует игнорировать просьбы родных и близких.

Если в праздник Обрезания Господня вас попросят о прощении, обязательно смягчите свое сердце и простите обидчика. Господь учил прощать всех, в том числе своих врагов.

Как и в другие церковные праздники, 14 января нельзя ругаться, материться, плохо говорить и даже думать о других людях. Чтобы уберечь себя от соблазнов, можно провести этот день за молитвой.

Обрезание: история и христианские смыслы

14 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Христиане придают ему особое значение, и видят в этом празднике сразу несколько важных для себя смыслов.

Для начала обратимся к ветхозаветному пониманию самого обрезания как религиозного обряда. По установленному Богом Закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). Этот обряд включал человека в общество Израиля. Потому пройти его должен был и Спаситель, ведь по плоти Он был со Своим народом, происходя по материнской линии из рода царя Давида. При обрезании, как было заведено в то время у народа Израиля, Ему было дано имя — Иисус. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки (Лк. 2, 21).

Однако, помимо ветхозаветного значения, в празднике Обрезания скрыто немало важных христианских символов. Апостол Павел в своем Послании к Колоссянам проводит параллель между обрезанием и христианским Таинством Крещения, замечая, что ветхозаветный обряд не отринут, а лишь уступил место новозаветному Таинству. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: « обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым » (Кол. 2, 11).

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться»: последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

И, пожалуй, еще один важный момент. Обрезание по своей форме – это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей – эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

Что касается истории включения праздника Обрезания Господня в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника.

Подробнее о смысле праздника читайте:

Проповеди на праздник Обрезание Господне

Иллюстрация — фрагмент м иниатюры Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Праздник, о котором не все помнят.

Среди великого множества праздников начала года почти незаметным для невоцерковленных людей проходит день Обрезания Господня. Странный праздник, вызывающий у многих недоумение, тем не менее, относится к числу особо важных для Церкви и христиан. Чем же важен этот день для православных и зачем над Иисусом Христом был совершен ветхозаветный обряд?

Так уж сложилось, что к началу каждого нового года, спешащего сменить предыдущий, концентрация праздников заметно возрастает. Тут и сам Новый Год, и предшествующее ему Рождество по западному стилю, и наше, «юлианское» Рождество, и старый Новый Год, и Крещение… Светские и религиозные праздники отмечаются населением с одинаковым энтузиазмом, невзирая на конфессиональные и прочие мировоззренческие расхождения.

В ряду этих праздников для людей, не очень глубоко погруженных в церковную жизнь, не всегда заметен праздник с несколько неожиданным названием «Обрезание Господне». И тем не менее, в церковном календаре он есть, и даже относится к категории великих церковных праздников, наравне с Рождеством Иоанна Предтечи, днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновением главы Иоанна Предтечи, Покровом Пресвятой Богородицы. Выше по значению, чем великие, в церковном календаре стоят только двунадесятые праздники (их, соответственно, 12) и, конечно, Пасха.

Читать еще:  Поздравление с днем стеклодела

Этот праздник отмечается в Русской Православной Церкви первого января по старому стилю, то есть 14 января по новому, совпадая тем самым со старым Новым Годом. В Католической Церкви он тоже присутствует и отмечается первого января, совпадая с гражданским Новым Годом и католическим праздником Имени Иисусова.

Установлен праздник Обрезания Господня в память об историческом событии — на восьмой день после своего рождения Сын Марии, согласно Закону Моисееву, был обрезан и получил имя, предвозвещенное ангелом — Иисус, что значит «Бог спасает». Вот что говорит об этом событии Евангелие от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).

Праздник этот очень древний, первые сведения о нем относятся уже к IV веку — то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество. Во многом установлению этого праздника способствовала полемика христиан с еретиками-докетами, утверждавшими, что Бог не стал человеком в полном смысле слова, а пришел под видом эфемерной, иллюзорной плоти, лишь казался человеком. Факт совершения над младенцем Иисусом обрезания ясно свидетельствовал, что плоть Его была отнюдь не иллюзорна.

Вообще, смысл этого праздника вовсе не исчерпывается воспоминанием о ритуале, совершенном над основателем религии, в которой этот ритуал не практикуется. Значение этого события на мистическом языке христианства говорит о многом. Творец мира, умалив Себя и став человеком, подчинился не только человеческой природе, но и религиозному Закону, всем человеческим установлениям. Православный святой Димитрий Ростовский замечает даже, что в факте обрезания проявилось еще большее смирение Творца, нежели в факте рождения — при рождении Бог принял образ человека, а при обрезании — образ грешника, нуждающегося в религиозных ритуалах.

Кроме того, Создатель Сам дает пример человеку, как нужно выполнять все божественные установления: не имея нужды в совершении над Собой обрезания, Он тем не менее покоряется Закону. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4,5).

Вот сколько интересного и важного сосредоточено в этом празднике; неудивительно, что церковная традиция ставит его на столь почетное место. В стихире (особом церковном песнопении), посвященном Обрезанию Господню, поется: «Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим:Ты еси Бог наш, помилуй нас».

Откуда же пошла сама традиция совершать обрезание над младенцем мужского пола? Вот что об этом говорит первая книга Библии — книга Бытия: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт.17:10-13).

Многие высказывают недоумение, почему Создатель избрал столь странную форму заключения завета с человеком. Однако обрезание — отнюдь не «изобретение» Бога, не что-то небывалое и неслыханное. Этот религиозный ритуал практиковался у многих народов, в частности, у египтян и эфиопов, и, по-видимому, восходит к незапамятным временам — как об очень древнем о нем писал еще «отец истории» Геродот. Однако евреи не заимствовали его у египтян, так как еще до прихода в Египет уже практиковали обрезание. Бог Библии использовал ту человеческую форму заключения завета (соглашения) с высшими силами, которую применяли сами люди и которая, очевидно, соответствовала глубинным психологическим ощущениям человека — потребности в жертве и восприятию крови как носителя жизни.

Уже в эпоху написания книг Нового Завета понимание обрезания как посвящения человека Богу вытесняется крещением во имя Иисуса Христа. Часть христиан продолжала считать соблюдение предписаний Моисеева Закона, в том числе обрезания, очень важным, другая часть все больше дистанцировалась от установлений Ветхого Завета. Апостол Павел жестко критикует тех христиан, которые, достигнув «свободы во Христе» и получив спасение через искупительную Жертву Христа, пытаются «подстраховаться» соблюдением ветхозаветных установлений.

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдение заповедей Божьих» (1Кор.7:18-19). Он утверждает, и эти его взгляды закрепились в ранней Церкви, что для Бога не имеет значение обрезание физическое, а лишь «обрезание духовное», то есть отсечение в своем сердце греховных наклонностей и устремлений. Впрочем, здесь апостол Павел говорит полностью в соответствии с ветхозаветными пророками: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер.4:4).

Однако и по сей день в некоторых древних христианских церквях существует обряд обрезания младенцев, совершаемый перед крещением — например, у коптов и эфиопов. Это во многом связано с тем, что в традиции Эфиопской церкви не так жестко проводится граница между Ветхим и Новым заветами, а также и потому, что царский дом Эфиопии восходит к древним царям Израиля — Давиду и Соломону.

На Руси, начиная с первого января 1700 года, в праздник Обрезания Господня служится и молебен о новолетии, так как именно тогда Петр Первый постановил праздновать Новый Год первого января, как в Европе. В народе этот день чаще именовался «Васильев день», поскольку совпадал с празднованием памяти выдающегося церковного деятеля и разработчика христианского вероучения — Василия Великого. Было принято ходить по домам с поздравлениями и песнями, сыпать овес как символ плодородия.

И сейчас во всех православных храмах в этот день пройдут праздничные богослужения — торжественная вечерняя служба накануне, 13 января, так как церковный день начинается с вечера, и праздничная литургия утром 14-го.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector