Игры на развитие памяти

Игры на развитие памяти

Игры на развитие памяти и внимания

Как спортсмен ежедневными тренировками должен совершенствовать своё мастерство, так и каждый желающий иметь отличную память должен искусно оттачивать этот полезный навык. О методах развития зрительной и слуховой памяти мы писали раньше, в одном из уроков профильного тренинга. В этом разделе собран специфический материал – онлайн и другие игры для детей и взрослых, которые помогут развивать и поддерживать в тонусе ваше внимание, способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Содержание

Игры в процессе тренировки памяти

Списки дел и ежедневники – отличные помощники современного делового человека. Но вместе с тем, очевидно, что они даже близко не заменяют природную способность к запоминанию, ведь хорошая память важна сама по себе, поскольку является залогом успешной деятельности любого рода. Тренируя её, вы приучите свой мозг к нагрузкам, станете меньше забывать. И в этом помогут различные игры, которые призваны разбавить идентичные с точки зрения памяти задачи наших трудовых будней. Развлекательность и состязательность в данном отношении так же актуальны, как и полезность, ведь повышают интерес и устраняют усталость и перенапряжение. Кроме того, память неразрывно связана с вниманием, а большинство описанных ниже игр требуют максимальной концентрации и сосредоточенности, поэтому станут хорошим подспорьем и в плане развития навыков скорочтения, творческих способностей, устного счёта.

Об игровых аспектах в современном обучении мы уже писали в статье, посвященной логическим играм. В нём, а также в соответствующих разделах других наших тренингов вы сможете найти ещё больше интересных развивающих игр для людей всех возрастов.

Онлайн игры

Игра «Числа» покажется знакомой всем, кто ранее сталкивался с таблицами Шульте. Они объединены общей концепцией и отлично тренируют пространственную память и концентрацию. Но эта онлайн игра несколько видоизменена, что делает её более сложной и способствует развитию навыка визуальной структуризации. Играть

Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим её печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга. Играть

«Moneycomb» – онлайн флеш игра на запоминание, которая придётся по вкусу детям. Приятная графика, лёгкое музыкальное сопровождение и простота помогут ребёнку научиться воспроизводить информацию, развить внимание, а вместе с этим и усидчивость. Играть

Следуй за лягушкой

Пусть название и интерфейс этой онлайн игры вас не обманут – она далеко не детская. Легко выиграть в неё не удастся, ведь помимо сосредоточенности и хорошей памяти, для достижения успеха понадобится ещё и умение непоследовательно воспроизводить всё возрастающий объём информации. Играть

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество видоизменённых аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации. Играть

Онлайн флеш игра «Пары» относится к категории классических игр для развития памяти – вы наверняка встречали подобные приложения, реализованные на различных платформах, в том числе среди стандартных игр для Windows 7. Несомненным её преимуществом является то, что она реализована просто, но при этом подходит и взрослым, и детям, сохраняя свой КПД. Играть

Другие игры

Если компьютер надоел или просто хочется разнообразия, можно как самому, так и с друзьями сыграть в некоторые игры, которые будут и интересными в плане времяпровождения, и полезными для вашей памяти. Вот список таких игр:

Настольная игра «Memory»

Несмотря на то, что большинство настольных игр требуют от игрока сосредоточенности, «Memory» удерживает пальму первенства среди подобных детских игр на развитие памяти уже достаточно давно. Простота делает её незаменимой и, наверное, мы не ошибёмся, если предположим, что она была в детстве практически у каждого.

По своей сути «Memory» является предшественницей описанной выше игры «Пары». В набор входит несколько десятков парных карточек (тематику можно подобрать под интересы ребёнка – машины, животные, фрукты и овощи). Карточки перемешиваются, раскладываются рубашкой вверх, после чего открываются по две за раз. Когда картинки на них совпадают – остаются лежать перевёрнутыми. Игра отлично развивает визуальную и пространственную память. Несомненным плюсом также является то, что её можно сделать дома самому – найти соответствующие картинки в Интернете и распечатать, или же нарисовать.

Головоломки-пазлы также относятся к нестареющей классике. Они остаются любимыми благодаря своей интересности, умноженной на полезный эффект. По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику руки.

Купить пазл можно без труда во многих магазинах. В их пользу говорит также то, что существует множество видов и модификаций головоломки на разную тематику, и каждый может подобрать что-то себе по вкусу. «Детскими» считаются пазлы с количеством деталей не больше 250 шт., а «взрослые» могут иметь больше тысячи элементов. Сегодня, кстати, существует множество Интернет-ресурсов, где пазл можно собрать онлайн.

Игра «Снежный ком»

«Снежный ком» по праву считается лучшей игрой для первого знакомства относительно большого количества людей (10-30 человек). Суть её в следующем: все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет своё имя. Стоящий за ним называет имя предыдущего и своё, третий называет первые два и своё, и так пока не представятся все. Более сложные разновидности: называть не только имя, но и прилагательное, на ту букву с которой начинается имя (например: Сергей скромный, Виктория внимательная); или имя и увлечение (например: Олег футбол, Маша танцы). Очевидно, что такая игра позволяет не только познакомиться, при этом потренировав память, но и кое-что узнать о собравшихся, их интересах, «растопить лёд» в компании.

Карточные игры

Во многих карточных играх (от «дурака» до некоторых модификаций пасьянса) играющий должен быть предельно внимательным и запоминать, какие карты вышли или как они располагаются. Это также неплохо тренирует память.

Приёмы рекурсии в играх

Учителя и воспитатели могут использовать для развития у детей речи, сценических навыков, моторики и памяти игры, построенные на рекурсии.

Отзывы и комментарии

Развивайтесь, играя. Не забывайте делиться впечатлениями, результатами, а также предлагать собственные варианты любимых игр. Удачи!

Игры для тренировки памяти и внимания у детей

Современные родители часто жалуются, что их дети проводят большое количество времени за компьютером. При этом они отмечают резкое снижение успеваемости у школьников. Исправить ситуацию помогут игры на развитие памяти и внимания онлайн.

Специально разработанные игры позволяют не просто приятно провести время, но и развивать память, внимание, логику.

С какого возраста можно играть в игры

Компьютер и интернет прочно вошли в нашу жизнь. Малыши с самого раннего возраста видят, что взрослые уделяют много времени компьютерной технике и проявляют большой интерес к движущимся картинкам на экране.

Часто можно услышать, что родители запрещают своим детям пользоваться компьютером и другими персональными устройствами. Но такой подход не совсем правильный. Важно научить своего малыша правильному обращению с компьютерной техникой.

Мамы и папы должны:

  • объяснить ребенку, что уделять играм и другим занятиям на компьютере можно определенное время. Устанавливается оно в зависимости от возраста ребенка и его потребностей;
  • правильно оборудовать рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны с учетом комплекции вашего малыша, а монитор установлен на безопасном для глаз расстоянии;
  • подобрать развлечения, которые соответствуют возрасту ребенка и способствуют развитию полезных навыков, например, игры для тренировки памяти и внимания.
Читать еще:  Конкурс «Мужчина моей мечты»

Начинать знакомство с компьютером можно с двухлетнего возраста. В это время малыш проявляет активный интерес к технике, ему хочется самостоятельно нажимать на кнопки и двигать мышкой. Для начала покажите ребенку, как работает компьютерная мышка, при нажатии на какие кнопки закрываются окна и вкладки.

Затем родители могут предложить своему крохе игровые занятия, направленные на изучение клавиатуры. Самым распространенным вариантом такой ознакомительной игры может быть программа, где, после нажатия любой кнопки, на экране появляется либо бабочка, либо рыбка. Это очень увлекательное занятие для малыша.

Со временем эта игра ему надоест и можно перейти к чему-то более сложному. Существует большое количество игр, благодаря которым малыш быстро выучит цвета, затем буквы и цифры. Получит много полезной для себя информации.

Начиная с 3 лет можно предлагать малышу игру, которая имеет гуманитарную или математическую направленность. С взрослением ребенка сложность таких занятий увеличивается, что является одним из этапов подготовки к школе. Детям дошкольного возраста больше нравится учиться в игровой форме, нежели на скучных и монотонных занятиях.

На Викиум можно организовать процесс тренировки памяти и внимания ребенка с 6-7 лет по индивидуальной программе.

Чем полезны развивающие компьютерные игры

Онлайн игры на развитие внимания помогут выработать в малыше усидчивость, улучшить зрительную память. Способность концентрировать внимание поможет первокласснику легче адаптироваться к учебному процессу в школе. Ученикам начальной школы больше понравится игра, которая поможет тренировать мышление и логику.

Ребенок, как правило, обладает хорошей памятью от природы. Очень часто родители с удивлением обнаруживают, что их малыш с легкостью запоминает телефоны родственников или знакомых. Он способен запоминать имена и другую сложную информацию. Но памяти необходима ежедневная тренировка, в противном случае наблюдается снижение способности к запоминанию. В обычной жизни тренировать память малыша можно заучиванием веселых стихов или песенок.

Взрослый человек обладает способностью к запоминанию информации, но она с возрастом снижается. Это происходит из-за отсутствия постоянной тренировки. Человеческий мозг должен активно работать, чтобы сохранять хорошую память, в том числе и зрительную, логику и мышление.

Для тренировки памяти и внимания разработаны игры различной сложности, которые подойдут как для самых маленьких, так и для взрослых игроков. Большое количество онлайн игр бесплатно можно найти на нашем ресурсе.

Виды развивающих игр

Все игры, которые могут способствовать тренировке зрительной памяти, выработке скорости реакции, развитию логического мышления также влияют на появление дополнительных навыков. Это могут быть:

  • игры, позволяющие учить иностранные языки. Такие развлечения могут быть рассчитаны на разный уровень игрока. В некоторых предлагается изучение алфавита, другие могут содержать викторины и другие увлекательные задания, позволяющие запомнить язык. При помощи караоке можно практиковаться в ораторском искусстве;
  • игровые пособия, которые дают малышу первые знания о том, как устроен окружающий мир. Забавный персонаж в интересной форме поведает о животных и растениях, населяющих нашу планету, об основных физических и химических закономерностях и о многом другом;
  • гуманитарные и математические игры научат ребенка складывать из букв слово, а из цифр число. Дальше задания усложняются;
  • приложения, направленные на развитие творческих способностей ребенка. Используя их можно учиться петь или сочинять музыку, рисовать картины или практиковаться в дизайне.

Позвольте своему ребенку играть в логические игры, и это позволит ему развиваться и получать новые знания. При этом мамы и папы также могут участвовать в игровом процессе. Взрослые могут помогать малышу или устроить небольшое состязание. Можно выбрать игру, где нужно находить отличия. При выборе важно учитывать возраст ребенка, он должен смочь выполнить упражнение или задание. Это прекрасный тренажер для развития зрительной памяти и концентрации внимания. Более сложным будет задание, справиться с которым необходимо за определенное время.

Помогут тренировать ум и различные пазлы, лабиринты и другие головоломки. Играть в такую игру малыш может один, или игроков может быть несколько. При этом игра может быть командной, в этом случае все играющие должны достичь общей цели, оказывая друг другу помощь. В этом случае дополнительно вырабатывается способность ребенка к командной работе. Также возможно соревнование между детьми, и тот, кто справится с заданием быстро, может получить какой-то маленький приз.

Развивающие компьютерные игры — это интересное и увлекательное занятие, которое оказывает хорошее влияние на общее развитие ребенка. Игры для тренировки памяти могут позволить взрослым запоминать большее количество информации, удерживать в голове зрительный образ предметов или людей, развивать логику и мышление. Все эти игры предлагает наш сайт.

Как выбрать правильную игру

Взрослый человек способен выбрать себе развлечение самостоятельно исходя из своих способностей и предпочтений. На нашем сайте можно пройти специальный курс, который поможет развитию умственных способностей.

За детей такой выбор должны делать родители. При этом важно учитывать:

  • возраст ребенка и его пол. Существуют игры, которые разработаны специально для малышей. Вряд ли такие приложения понравятся школьникам. А слишком сложные задания не под силу маленьким детям. Кроме того, большинство из онлайн развлечений ориентированы на пол игрока;
  • психологическую направленность. Не стоит детям, особенно младшего возраста, играть в стрелялки или войнушки;
  • лучше если игра будет красочной, яркой, с любимым сказочным персонажем. Это сделает игровой процесс еще более увлекательным, при этом обучение и тренировка будет более успешной.

Компьютер может служить прекрасным инструментом для обучения и тренировки навыков, если грамотно его использовать. Не стоит ограничивать обучение своего малыша только онлайн играми, даже развивающими. Играйте в обычные игры, читайте сказки и учите стихи, пойте веселые детские песенки. Во время прогулок рассказывайте об окружающей природе и о том как устроен мир. Такое времяпрепровождение благоприятно скажется на психологическом состоянии малышей и их родителей.

Обучающие игры на развитие зрительной, слуховой и других видов памяти у младших и старших дошкольников

Хорошая память с детства — незаменимое подспорье в учебе и работе на всю жизнь. Чтобы обеспечить ребенка таким надежным и полезным инструментом, достаточно почаще практиковать с ним игры для развития памяти. Существует множество способов тренировки памяти и для взрослых, но гораздо легче и естественнее протекает процесс формирования способности запоминать именно в детском возрасте.

Какая бывает память?

Классификация видов памяти включает разделение по следующим основным блокам:

  • длительность хранения информации — кратковременная, долговременная;
  • степень осознанности запоминания — непроизвольная, произвольная;
  • способ запоминания — механическая, смысловая;
  • задействованные органы чувств — зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная.

При организации игровых упражнений для тренировки памяти наиболее важен последний пункт, так как упражнения чаще всего направлены на работу с визуальными образами. Слуховая память лучше всего развивается при занятиях музыкой, двигательная и осязательная — во время подвижных игр и взаимодействия с различными предметами. Обоняние и вкус выполняют вспомогательную функцию, например, если требуется описать вкус и запах какого-либо фрукта в процессе выполнения упражнения.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 2 до 3 лет

Младшие дошкольники еще не умеют подолгу концентрироваться, выполняя задания, их внимание быстро ослабевает и переключается. Поэтому развивающие игры для малышей можно проводить не только в специально отведенное для этого время, но и встраивать в повседневные дела: купание, одевание, прогулку.

Почаще читайте ребенку его любимые книжки со стихами и сказками — скоро обнаружится, что он на слух выучил их наизусть и даже поправляет, если читающий допускает ошибку.

Кладоискатели

Для этой игры нужна песочница. Ведущий вместе с малышом закапывает 3–4 небольшие игрушки, помечая места «кладов» камушками. Ребенок должен вспомнить и перечислить все спрятанные предметы, определив их местонахождение. Это простое задание можно усложнить, поменяв угол зрения. Для этого нужно попросить маленького кладоискателя перейти на другую сторону песочницы и выполнить задание, глядя на карту предстоящих раскопок в перевернутом виде. Если и это упражнение не вызовет затруднений, можно увеличить количество спрятанных игрушек. Игра развивает не только память, но и внимание, пространственное воображение, логику.

Читать еще:  Прикольные конкурсы на день рождения для вечеринок

Аудиальная (слуховая) память у детей развивается, когда они непроизвольно заучивают любимые песенки и стихи. Эту способность можно закрепить в игровой форме, использовав природную тягу малыша к повторению. Взрослый предлагает ребенку проговорить за ним какое-нибудь забавное слово или рифмованное словосочетание, например, «крокодил проглотил» или «мышка-шишка» (ориентироваться нужно на уровень развития речи крохи). При успешном выполнении нужно внести малозаметные на слух, но меняющие смысл изменения: «крокодил прокатил», «мышка-пышка». Затем ускорять темп, удлинять цепочку, на ходу придумывая новые слова, так, чтобы малышу было весело их повторять. Играть удобно по пути в садик или во время других повседневных дел.

Веселая зарядка

Это упражнение веселее выполнять в группе, но можно и с одним ребенком. Ведущий показывает поочередно простые забавные движения — например, как ходит мишка, как прыгает зайка, как выгибает спинку кошка. Дети старательно повторяют за ним. Потом взрослый произносит названия животных вразнобой, а играющие должны быстро вспомнить и воспроизвести соответствующее движение.

По желанию ведущий может поменяться ролями с ребенком, и даже предложить ему самому придумать следующее движение.

Мешок с загадками

Тактильная (осязательная) память лучше всего работает, когда недоступна визуальная информация. Повязка на глазах может вызвать дискомфорт и чувство тревоги у маленьких детей, поэтому лучше всего использовать непрозрачный мешок. В него нужно сложить 3–4 небольшие игрушки, хорошо знакомые ребенку, а затем называть по одной, чтобы малыш на ощупь узнавал и вынимал их оттуда.

Кто потерял?

В 2–3 года дети уже умеют определять по одной характерной детали предмет, которому она принадлежит: здесь включается ассоциативная память. Для занятия понадобятся разборные игрушки или карточки с изображениями крыла бабочки, хвоста павлина, шеи жирафа и тому подобных легко узнаваемых частей. Играя с группой детей, можно устроить соревнование — кто быстрее назовет животное. Более сложный вариант упражнения предполагает демонстрацию изображений животных, у которых отсутствуют важные части тела (олень без рогов, слон без хобота, кошка без хвоста). Малыши должны догадаться, чего не хватает.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет

Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.

Выработайте привычку коротать время в дороге или в очереди к врачу с помощью разнообразных словесных игр.

Игры в слова

Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой. Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а». Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.

Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».

Цветное зрение

На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться. Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить. Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.

Особые приметы

Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову. Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко). Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.

Веселый танец

Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение. Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па. Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.

Что это, из чего это?

Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки. Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток. Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.

Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.

8 головоломок для тренировки памяти: взрослым и детям

Развитие памяти: игры на бумаге для всей семьи

Анхельс Наварро психолог, писательница, автор монографий по развитию памяти и внимания, психомоторной игровой терапии

Мы нередко жалуемся на плохую память — и свою, и особенно у детей. Специалисты единодушны: развитием памяти надо просто заниматься. Чтобы дело пошло веселее, мы выбрали 8 головоломок из новой книги, которая вся посвящена улучшению памяти. Надеемся, эти игры скрасят ваш семейный досуг.

Скрипка, ножницы, жираф.

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, запишите на листе бумаги, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

Что на афише?

Внимательно рассматривайте афишу в течение минуты.

Теперь, не подглядывая, ответьте на вопросы.

  1. Сколько лошадей изображено на афише?
  2. Речь идет о США или Великобритании?
  3. Что анонсирует эта афиша — кинофестиваль или цирк?
  4. Сколько звездочек находится в самой нижней части афиши?

Свеча и снеговик

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте картинку.

Ответьте на предложенные вопросы.

  1. Какая цифра соответствует снеговику?
  2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
  3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
  4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Всем купаться!

Изучайте и запоминайте детали фотографии в течение полутора минут. После этого закройте ее и ответьте на вопросы.

  1. Где происходит действие — на пляже или в горах?
  2. Все ли женщины в купальниках?
  3. Есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем?
  4. Все ли люди находятся на переднем плане или на заднем тоже кто-то есть?

Когда родился Галилей?

В течение полутора минут запоминайте имена исторических личностей и год их рождения. Затем закройте список.

Обучающие игры на развитие зрительной, слуховой и других видов памяти у младших и старших дошкольников

Хорошая память с детства — незаменимое подспорье в учебе и работе на всю жизнь. Чтобы обеспечить ребенка таким надежным и полезным инструментом, достаточно почаще практиковать с ним игры для развития памяти. Существует множество способов тренировки памяти и для взрослых, но гораздо легче и естественнее протекает процесс формирования способности запоминать именно в детском возрасте.

Читать еще:  Конкурсы на день рождения на природе

Какая бывает память?

Классификация видов памяти включает разделение по следующим основным блокам:

  • длительность хранения информации — кратковременная, долговременная;
  • степень осознанности запоминания — непроизвольная, произвольная;
  • способ запоминания — механическая, смысловая;
  • задействованные органы чувств — зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная.

При организации игровых упражнений для тренировки памяти наиболее важен последний пункт, так как упражнения чаще всего направлены на работу с визуальными образами. Слуховая память лучше всего развивается при занятиях музыкой, двигательная и осязательная — во время подвижных игр и взаимодействия с различными предметами. Обоняние и вкус выполняют вспомогательную функцию, например, если требуется описать вкус и запах какого-либо фрукта в процессе выполнения упражнения.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 2 до 3 лет

Младшие дошкольники еще не умеют подолгу концентрироваться, выполняя задания, их внимание быстро ослабевает и переключается. Поэтому развивающие игры для малышей можно проводить не только в специально отведенное для этого время, но и встраивать в повседневные дела: купание, одевание, прогулку.

Почаще читайте ребенку его любимые книжки со стихами и сказками — скоро обнаружится, что он на слух выучил их наизусть и даже поправляет, если читающий допускает ошибку.

Кладоискатели

Для этой игры нужна песочница. Ведущий вместе с малышом закапывает 3–4 небольшие игрушки, помечая места «кладов» камушками. Ребенок должен вспомнить и перечислить все спрятанные предметы, определив их местонахождение. Это простое задание можно усложнить, поменяв угол зрения. Для этого нужно попросить маленького кладоискателя перейти на другую сторону песочницы и выполнить задание, глядя на карту предстоящих раскопок в перевернутом виде. Если и это упражнение не вызовет затруднений, можно увеличить количество спрятанных игрушек. Игра развивает не только память, но и внимание, пространственное воображение, логику.

Аудиальная (слуховая) память у детей развивается, когда они непроизвольно заучивают любимые песенки и стихи. Эту способность можно закрепить в игровой форме, использовав природную тягу малыша к повторению. Взрослый предлагает ребенку проговорить за ним какое-нибудь забавное слово или рифмованное словосочетание, например, «крокодил проглотил» или «мышка-шишка» (ориентироваться нужно на уровень развития речи крохи). При успешном выполнении нужно внести малозаметные на слух, но меняющие смысл изменения: «крокодил прокатил», «мышка-пышка». Затем ускорять темп, удлинять цепочку, на ходу придумывая новые слова, так, чтобы малышу было весело их повторять. Играть удобно по пути в садик или во время других повседневных дел.

Веселая зарядка

Это упражнение веселее выполнять в группе, но можно и с одним ребенком. Ведущий показывает поочередно простые забавные движения — например, как ходит мишка, как прыгает зайка, как выгибает спинку кошка. Дети старательно повторяют за ним. Потом взрослый произносит названия животных вразнобой, а играющие должны быстро вспомнить и воспроизвести соответствующее движение.

По желанию ведущий может поменяться ролями с ребенком, и даже предложить ему самому придумать следующее движение.

Мешок с загадками

Тактильная (осязательная) память лучше всего работает, когда недоступна визуальная информация. Повязка на глазах может вызвать дискомфорт и чувство тревоги у маленьких детей, поэтому лучше всего использовать непрозрачный мешок. В него нужно сложить 3–4 небольшие игрушки, хорошо знакомые ребенку, а затем называть по одной, чтобы малыш на ощупь узнавал и вынимал их оттуда.

Кто потерял?

В 2–3 года дети уже умеют определять по одной характерной детали предмет, которому она принадлежит: здесь включается ассоциативная память. Для занятия понадобятся разборные игрушки или карточки с изображениями крыла бабочки, хвоста павлина, шеи жирафа и тому подобных легко узнаваемых частей. Играя с группой детей, можно устроить соревнование — кто быстрее назовет животное. Более сложный вариант упражнения предполагает демонстрацию изображений животных, у которых отсутствуют важные части тела (олень без рогов, слон без хобота, кошка без хвоста). Малыши должны догадаться, чего не хватает.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет

Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.

Выработайте привычку коротать время в дороге или в очереди к врачу с помощью разнообразных словесных игр.

Игры в слова

Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой. Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а». Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.

Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».

Цветное зрение

На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться. Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить. Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.

Особые приметы

Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову. Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко). Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.

Веселый танец

Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение. Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па. Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.

Что это, из чего это?

Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки. Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток. Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.

Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector