История празднования Нового Года и Рождества

История празднования Нового Года и Рождества

История празднования Нового Года и Рождества

История Нового Года насчитывает около 25 веков.

По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января

На Руси в X — XV веках начало Нового Года отсчтывали с 1 марта. В XV веке Новый Год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Издавна на Руси существовала традиция 1 января надевать все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодеваться.

Последний раз сентябрьский Новый год был отпразднован в 1698 году. Взойдя на престол, Пётр Великий изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские народы. Начиная с 1700 года и по настоящее время, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира. Но если бы древнерусский календарь до сих пор имел свою силу, то мы праздновали бы сейчас новый 7510 год.

На Руси в начале века выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали что Новый год надо встречать в новом платье, обуви — тогда и весь год ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.

Италии Новый год начинается шестого января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую Фею Бефану. Она прилетает ночью на волшебной метле, открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек. Обидно, но ведь сам заслужил!

Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Надо быть осторожным, если хочешь, чтобы на голову тебе не свалился утюг или соломенный стул. А, как и подобает южанам, делают это темпераментно, с размахом: выбрасывают весь хлам из окон. Считается, что освободившееся место непременно займут новые вещи.

Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году. Если 1 января первым встречным, которого увидит итальянец, будет монах или священник — это плохо. Нежелательно также встретится с маленьким ребенком, а встретить симпатичного дедушку — это хорошо. А еще лучше, если он горбатый. Вот тогда новый год точно будет счастливым!

Баббо Натале — итальянский Дед Мороз.

В Древнем Египте Новый Год праздновался в середине осени во время разлива реки Нил. Разлив Нила был связан с плодородием земли. Только после разлива это величайшей реки безжизненная пустыня превращалась в цветущий сад. В канун Новый Года египтяне ставили статуи своих богов в лодку и пускали по течению. Лодка плавала по Нилу месяц, сопровождаемая пением, танцами и весельем жителей. Затем богов возвращали обратно в храмы.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. На время праздника царь покидал город. В его отсутствие народ гулял и веселился. Спустя несколько дней царь и его свита торжественно возвращались в город, а горожане возвращались к работе.

В Древнем Риме Новый Год праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским). После этого первым днем Нового Года стали считать первый день января. Свое название январь получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперед к Новому Году. В новогодний праздник римляне украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса. Празднования продолжались несколько дней. В это время рабы и их хозяева ели, пили и веселились вместе. Римляне преподносили подарки своему императору. Начинание было добровольным, но со временем стало обязательным. Императоры требовали богатых подношений к Новому Году.

В далеком прошлом персы на Новый Год дарили друг другу яйца. Это символизировало продолжение рода.

Кельты, жители Галлии, встречали Новый Год в конце октября. Традиционно кельты украшали свои дома омелой, чтобы изгнать призраков. Считалось, что именно в Новый Год духи умерших возвращаются на землю. Кельты унаследовали некоторые римские традиции, в том числе требование новогодних подношений от подданных. На Новый Год, обычно, дарили украшения и золото. В Новый Год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки.

А в Китае Новый Год придет в феврале. В Китае, стране земледельческой, празднованию Нового года придавали огромное значение. Новый год, который встречали на исходе зимнего периода, в преддверии весны и, главное, весеннего сева, возвещал о скором пробуждении жизненных сил природы. После свержения монархического строя в 1911 г., когда в Китае было введено европейское летосчисление, Новый год по традиционному лунному календарю получил название Праздник весны (Чуньцзе). Религиозной основой новогодних празднеств китайцев являлась магия плодородия, призванная обеспечить победу животворного тепла над смертоносным холодом.

Потом Новый год отпразднуют в Индии, там 22 марта наступит 1922 год. Немного позже, 13 апреля, новый год придет в Непал, он станет 2057-м. Мусульмане встретят свой 1420-й год летом, 21 июня. Евреи отпразднуют новый 5761-й год 15 сентября. В Японии и Корее новый год наступит, как и в Европе, 1 января, но на календаре будет совсем другое летоисчисление. Финнами празднование Нового года 1 января было принято в XVI веке. До этого год начинался после Михайлова дня (21 ноября).

А может, не ограничивать себя первоянварским гуляньем, а праздновать Новый год и в феврале — с китайцами, и в марте — с индусами, и в апреле — с Непалом, и в июне — с мусульманами, и в сентябре — с евреями?

Новый год и Рождество

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Читать еще:  Как подготовить свадебный тост

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?

Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.

Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Как менялись в России традиции встречи Нового года и Рождества

Предки любили зажигать в Новый год

Ритуальный новогодний пирог – каравай – по форме тоже напоминал солнце. Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» – магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки.

Впрочем, далеко не все представители исторической науки с этим согласны. Некоторые считают, что славяне предпочитали отмечать Новый год, отталкиваясь от весеннего возрождения природы, и приходился он на Руси на 22 марта.

Так или иначе, но с принятием в 988 году на Руси христианства сменилась и дата новогодних торжеств. Теперь летоисчисление стали вести от сотворения мира, а Новый год отмечался 1 марта, как это предусмотрено юлианским календарём.

Сам юлианский календарь имеет в основе своей языческие мотивы, и праздник 1 марта также был связан с весенним возрождением природы.

Читать еще:  Как выбрать подарок близкому человеку?

От Творения к Новолетию

Однако ещё в 325 году на Первом Вселенском Соборе было принято решение начинать новый год с 1 сентября в память о том, что в 312 году византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру.

Считается также, что именно 1 сентября по юлианскому календарю Иисус Христос прочёл в своём родном городе Назарете пророчество Исайи о наступлении лета благоприятного. В этом чтении византийцы увидели Его указание на празднование дня Нового года.

Таким образом, возникло Новолетие, или церковный Новый год, который отмечался 1 сентября.

Но внедрить новую традицию на Руси оказалось не так уж просто. В 1348 году русская церковь, опираясь на решения Никейского Собора, приняла решение о праздновании Нового года 1 сентября. И любовь наших предков к праздникам выразилась в том, что в течение десятилетий Новый год 1 марта с успехом совмещался с Новым годом 1 сентября. Лишь в 1492 году Иван Третий окончательно установил 1 сентября как единственный новогодний праздник.

Кстати, 1 сентября как начало Нового года не ушло из нашей жизни и по сей день. Именно из церковной традиции происходит начало учебного года с 1 сентября.

Чего не учёл Пётр Первый

Новую встряску традициям Нового года на Руси учинил Пётр Первый. После поездки в Европу он произвёл ряд нововведений – сменил летоисчисление и перенёс дату Нового года.

Дело в том, что с 1582 года в странах Европы действовал новый календарь, введённый папой римским Григорием XIII. Более точный с точки зрения хронологии, календарь также переносил начало летоисчисления с сотворения мира на Рождество Христово, а Новый год, соответственно, на 1 января.

Реформатор Пётр принялся за дело, засучив рукава. Он запретил празднование Нового года в сентябре, ввёл ряд новых традиций празднования (включая новогодние ёлки), изменил отсчёт летоисчисления на Рождество Христово. Однако ему так и не удалось сменить юлианский календарь на григорианский.

Раскол ветвей христианства привёл к вражде и соперничеству между ними. Поэтому Константинопольский патриарх отверг предложение папы Римского об изменениях в календаре, посчитав их нарушениями непреложных канонов. Ведь на основе календаря производится расчёт дат церковных праздников, а в случае с юлианским и григорианским календарями разница весьма существенная.

Так и осталась Россия после Петра – с европейскими новогодними традициями и летоисчислением, но со старым календарём.

Большевики подтянули Россию к Европе

К началу XX века разница между календарями достигла 13 суток. Именно поэтому Рождество и у нас, и в Европе отмечали 25 декабря, но в России это самое 25 декабря наступало позже – когда в Европе уже было 7 января.

Откровенно говоря, этот хронорелигиозный бардак не сильно помогал отношениям между Россией и Европой, начиная от переписки и заканчивая вопросами торговли.

Однако нарушать каноны никто не смел, вплоть до появления на исторической сцене партии большевиков и Владимира Ильича Ленина. В феврале 1918 года своим декретом революционеры ввели на территории России григорианский календарь и устранили отставание от Европы.

Важно заметить, что реформа эта была сугубо гражданской, ведь отношения большевиков с православной церковью были, мягко говоря, недружественными.

Вот так возникла существующая по сию пору коллизия – государство и основная религиозная конфессия живут по одному летоисчислению, но по разным календарям.

Это несоответствие приводит к интересному казусу: Новый год в стране наступает за неделю до Рождества и, строго говоря, приходится на Рождественский пост.

И тут у народа возникает вопрос, какой же он всё-таки больше: русский или православный? Как православный, он должен провести новогоднюю ночь в молитвах и воздержании, а как русский – обязан отдаться во власть шампанского, мандаринов, салата «оливье» и безумных танцев под ёлочкой.

Как показывает опыт, русских в стране по сей день подавляющее большинство.

Что ни день, то Новый год!

Тем не менее православная церковь также не отказывается от праздника Нового года. Но он наступает 1 января по юлианскому календарю, то есть 14 января по григорианскому.

Но разве может наш народ просто так отдать праздник? Именно из этого противоречия и родилось торжество, от одного названия которого иностранцы сходят с ума – Старый Новый год.

Если вы думаете, что этим исчерпываются все отечественные фокусы с Новым годом, то напрасно. Не забыли ещё о такой дате, как Новолетие? Так вот, с точки зрения церкви, Старый Новый год – это, так сказать, Новый год «гражданский», а церковный Новый год по-прежнему остаётся 1 сентября.

Но 1 сентября, которое мы видим в календаре – это 1 сентября по григорианскому календарю. А церковь, как мы помним, живёт по юлианскому. Поэтому церковный Новый год наступает у нас 14 сентября по новому, «гражданскому» стилю.

Подводя итог описанию истории новогоднего праздника в нашей стране, можно констатировать – нет такой даты, которую русский человек не мог бы сделать Новым годом!

Впервые статья была опубликована 6 января 2013 года

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке

С вечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: «Культура.РФ» рассказывает, как отмечали новогодние праздники в XIX веке.

В гости 1 января

Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) — в рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) — Новый год и 6 января (19 января) — Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели.

Церковные и светские традиции были тесно связаны. В рождественскую ночь шли колядовать, а утром — в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». За день успевали посетить несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами.

На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить гостей 1-го числа.

Шикарные праздники проводили и в дорогих ресторанах. Федор Шаляпин так описывал встречу Нового года в московском «Яре»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках».

Простые люди развлекали себя катанием на ледяных горках и санях. В больших городах работали балаганы, а на Воробьевых горах запускали фейерверки.

В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Их отправляли не только родственникам, которые живут в других городах, но и соседям по улице. Текст поздравления старались оформить как можно красивее. Выпускали даже письмовники — книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».

Читать еще:  Что такое этикет: его функции, виды и правила

«Милостивый Государь!
Поздравляя Вас с Новым годом, от всей души желаю вам всего хорошего в жизни и молю Бога о продлении Ваших дней, с продолжением которых несомненно связано и мое собственное благополучие»

«Милая и добрая моя маменька!
Первое января — счастливейший день: само сердце рвется к Вам, чтобы пожелать здоровья, счастливых дней и всего того, чего Вы только можете желать себе сами».

«Добрая и милая бабушка!
Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье. Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья».

Новый год и Рождество

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?
Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.
Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector