Русь: Белый Андрей

Русь: Белый Андрей

Андрей Белый — Русь: Стих

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.

Анализ стихотворения «Русь» Андрея Белого

Разочарованием в окружающей действительности проникнуто произведение Андрея Белого «Русь».

Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в этот момент исполнилось 28 лет, он уже решительно выбрал литературу призванием своей жизни. Сближение с семьей А. Блока чуть не разрушило брак последнего. А. Белый отправляется в усадьбу Серебряный Колодезь, которую его родительница выставила на продажу. По жанру – гражданская лирика, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая. Интонация почти некрасовская. В самом названии – намек, что описанное в стихотворение происходит веками. В первых строках особенно заметна отсылка к стихотворению Ф. Тютчева «Эти бедные селенья». Символизм остался только в извивах формы, содержание же вполне в традиционном, народническом духе. Известно, что еще со времен первой революции поэт заинтересовался марксистским учением, его можно было встретить на митингах. В 1917 году от обеих революций он ждал уничтожения стабильности, похожей, по его мнению, на стоячее болото, предчувствовал рождение эпохи новых титанов, появления духовной культуры, которая, наконец, могла бы удовлетворить его беспокойный ум. Более того, он с головой окунется в кипучую деятельность деятелей пролетарского искусства, будет страдать, увидев себя вскоре отверженным ими. Поля видятся ему скорбными, он просит равнину вздыбиться холмами («изгорби», это еще и неологизм), чтобы подчеркнуть, сколь горек хлеб «голодных губерний». Перекручиваются повторы слов («просторов простертая»), только во 2 строфе трижды употребляется эпитет «косматые». Сейчас поэту не до поэзии – он пытается сказать о том, что его растревожило. Действительно, эти годы были неурожайными – то из-за засухи, то из-за суровой зимы, отодвинувшей весну на более поздний срок. Впрочем, были губернии и с неплохим урожаем. Такая картина, кстати, наблюдалась и в Европе в целом. Правительство принимало меры, впрочем, возможно, не всегда эффективные. «Куда мне бежать от голода, мора, пьянства?» Поэт исчисляет жертв голода миллионами. Смерть у него с прописной буквы, одушевлена. Рай на земле, вера в человека и его безраздельные силы, соблазн обещанного марксистами светлого будущего влечет А. Белого. Множество повторов, рефренов – подчеркивающих тоску автора, обессмысливающих все, происходящее в России. Инверсия: мрут (просторечие) миллионы.

В стихотворении «Русь» А. Белый подхватывает некрасовскую ноту в описании народной доли.

«Русь» А. Белый

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.

1908, Серебряный Колодезь.
Сборник «Пепел», цикл «Россия».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Русь»

«Русь» – одно из наиболее мрачных стихотворений Андрея Белого. Оно входит в сборник «Пепел», раздел «Россия». Оно было написано в 1908 году в имении Серебряный Колодезь. Это произведение состоит из пяти четверостиший с простой перекрёстной рифмой. Стихотворный размер – амфибрахий.

Сам Андрей Белый является лирическим героем стихотворения. При чтении создаётся впечатление, что он бродит где-то вдали от человеческого жилья, созерцает пейзажи матушки-России. Однако это не восторженное любование картинами родной природы, а тоскливое лицезрение жалкого существования всего живого. Вот, например, какими горькими эпитетами поэт наделяет страну, где он живёт: «скудная земля», «голодные губернии». В полях не золотятся пышные щедрые колосья, способные насытить всех нуждающихся. Вместо этого просторы засеяны горем, или как пишет автор, «преисполнены скорби», потому что земля не родит достаточно хлеба, и пищи людям не хватает.

Читать еще:  Стихи про скворца (о скворцах)

Окружающий мир видится поэту в мрачных красках. Используя анафору и повтор («косматый дымок», «косматые деревни», «косматый поток туманов»), автор показывает, как монотонен пейзаж. Андрей Белый нашёл очень подходящий эпитет. Когда встречаешь в литературе слово «косматый», всегда представляешь низенького, давно не стриженого человечка в грязной изношенной одежде. Похожее впечатление производят и предметы: и дым, и туман, и человеческие жилища кажутся истерзанными, потрёпанными жизнью. В этом смысле природные явления и творения человеческих рук демонстрируют удивительное родство в этой своей печальной неопрятности.

Поэт подмечает важное свойство своей родины – её необъятность. С помощью эффектной метафоры «в пространствах таятся пространства», которая напоминает о знаменитых матрёшках, он показывает, что нет конца русской земле. Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»). Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует.

И действительно, постоянным атрибутом жизни на Руси являлся голод. Это слово очень часто звучит в стихотворении. Автор усиливает драматизм строк, добавляя градации («от голода, мора и пьянства…»), аллитерации («и мерли, и мрут миллионы»), анафоры («В леса… В поля… В просторы…»). Заканчивает Андрей Белый произведение тем, с чего начал, ещё раз подчёркивая, как трудно живёт его родина.

Человек Серебряного века

Можно ли все это сказать об одном человеке в шести стихотворных строках? Кто же он был? Властитель или юродивый? Учитель или дурак?

Это стихи памяти Андрея Белого, которому сегодня исполняется 140 лет. Пожалуй, самая «серебряновечная» фигура начала ХХ столетия. Да, именно он, не Блок, который Серебряный век все-таки перерос, как перерос и символизм. А вот Андрей Белый так и застрял в них до самой смерти в 1934 году в окончательно сложившемся и победившем коммунистическом СССР.

Его преданность символизму была безмерной. Немудрено, что в 30-е годы он, один из немногих значительных эмигрантских писателей вернувшихся в коммунистическую Россию, оказался в общем-то не у дел. Владислав Ходасевич, хорошо его знавший, писал, что в это время «в литературном смысле оказался он одинок в высшей степени. Это одиночество не только не смягчалось, а, напротив, резко и ежеминутно подчеркивалось теми писателями и критиками, которые, то заявляя себя даже «учениками» его, то усиленно говоря о его «историко-литературном» значении, тем самым все дальше отодвигали его из настоящего в прошлое. Он видел себя окруженным «почитателями», внешне перенявшими многое из его литературного опыта, но не принявшими и даже не понявшими ничего, что ему самому было в действительности дорого и что было для него внутренним импульсом всей былой деятельности».

При этом одно из классических произведений соцреализма, роман «Цемент» Федора Гладкова, в первоначальной версии был написан явно не без влияния «орнаментальной» ритмизованной прозы Андрея Белого. Но что там оставалось от настоящего символизма? Ровным счетом ничего.

Но, конечно, одним символизмом значение Андрея Белого далеко не исчерпывается. Поэт, прозаик, критик, мемуарист, философ, первый, по сути, теоретик стиха. Его лекции 1910 года начинающим поэтам, по словам критика Дмитрия Мирского, это «дата, с которой можно отсчитывать само существование русского стиховедения как отрасли науки». Владимир Набоков чрезвычайно высокого ценил его как филолога, хотя прохладно относился к его собственному творчеству. А еще. прекрасный танцор, мастер фокстрота, мечтавший соединить фокстрот и стихи. А еще. глубокий исследователь-зоолог, поклонник Чарлза Дарвина. А еще. Безмерная фигура!

Его настоящее имя было Борис Бугаев. Но с такой фамилией, конечно, в Серебряном веке делать было нечего, поэтому с легкой руки семьи Соловьевых он и взял себе этот звучный псевдоним — Андрей Белый. Согласитесь, звучит не хуже, чем Максим Горький. Хотя фамилия Бугаев была весьма почтенной. Отец — декан физико-математического факультета московского университета, яркая личность. Любопытно, что самый, наверное, «петербуржский» писатель начала ХХ века, автор гениального романа «Петербург», где главным героем впервые стал не человек, а город, Андрей Белый, тогда просто Борис Бугаев, свои первые двадцать шесть лет жизни провел в самом сердце Москвы на углу Арбата и Денежного переулка. Сегодня там находится музей Андрея Белого. В доме отца бывали очень крупные фигуры, не один раз в гости заходил Лев Толстой.

Читать еще:  Стихи к 14 февраля

В биографии Андрея Белого вообще много противоречий. Создается впечатление, что он, может, и не сознательно, выстраивал ее в духе героев Достоевского, который был его кумиром, как Фридрих Ницше, а потом Рудольф Штайнер. Даже любовные связи его были какие-то уж слишком «литературные». Знаменитый «любовный треугольник»: Блок — Белый — Менделеева. После мучительного романа с Белым она вернулась к Блоку, Белый впал в чудовищную депрессию и скрылся за границей. Другой «треугольник» — Брюсов — Белый — Петровская — был как бы «наоборот». Писательница Нина Петровская боготворила как раз Белого, но он ее оставил. Тогда на одной из лекций Белого она выстрелила в него в упор из браунинга. Слава богу, осечка.

И все «треугольники» само собой уходили в творчество: «Балаганчик» Блока, стихи Белого в книге «Пепел», роман Брюсова «Огненный ангел».

Даже женитьба его была отчасти «литературной». Первой женой его стала племянница И.С. Тургенева Анна Тургенева, которую близкие называли просто Асей («Ася» — одна из лучших повестей Тургенева). И опять все было мучительно: любовь, брак, расставание на годы, возвращение, воссоединение, разрыв.

Но за всеми этими интимными подробностями, конечно, не стоит прежде всего забывать гигантского значения Андрея Белого для русской литературы рубежа веков. Теоретик символизма, основатель группы «Аргонавты», сам ярчайший поэт и прозаик, самый значительный автор мемуаров об этом времени. Трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций» и сегодня остается главным источником-свидетельством удивительного времени.

Кстати

Первой независимой литературной премией был вовсе не «Русский Букер», как многими принято считать. Еще в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского журнала «Часы» была учреждена премия имени Андрея Белого. Ее «премиальный фонд» был крайне забавный: один рубль, бутылка водки (в просторечии «беленькая») и яблоко на закуску. С тех пор премия претерпела много изменений, но существует до сих пор.

Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма, для изображения родной страны использует не хвалебные оды, а описывает реалии современной действительности.

По композиционной структуре стихотворение Русь представляет собой словесную пляску, нестилизованную под народные песни, описывая лихую хмельную горечь загубленных жизней, земную реальность без вкрапления мистических начал, в которой изображает беспросветная нищета и ощущается мучительное чувство авторского разлада с нравственным ощущением поэтом собственной родины.

Основой стихотворения является описание главной достопримечательности российской действительности в виде голодающего народа, живущего в невыносимых условиях, умирающего от отсутствия тепла и необходимых для жизни предметов.

Повествование в стихотворении, несмотря на его сложную восприимчивость, передает авторский идейный замысел, заключающийся в возможности разрешения кризисной ситуации, возникшей в душах русских людей, путем революционных изменений современного российского существования.

Отличительной особенностью произведения являются неожиданные чередования ударений, словесные коленца, а также сочетание медленного и ускоряющегося темпов стихотворных строк. При этом автор опирается на традиционную поэзию Державина Г.Р., используя в стихотворении форму столкновения стилистических структур в виде народных выражений и церковно-славянского лексического текста.

Важное значение в произведении имеет словесная расстановка, а также звуковая и ритмическая организация, придающие повествовательному содержанию трагическую окраску, а в качестве ключевого слова, являющегося смысловой нагрузкой финальных строк произведения, поэт выбирает образ смерти.

Читать еще:  Стихи про брата

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют многочисленные эпитеты («просторы голодных губерний»), повторения («косматый»), а также олицетворения («скорбные склоны»), усиливающие эффект эмоциональной правдивой окраски произведения. Кроме того, поэт использует в стихотворении включение риторического вопроса, тем самым подчеркивая пессимистическое настроение произведения.

Стихотворение пронизано авторской мятущейся в отчаянии душой и желанием наблюдать мощь и величие русской державы, имеющей в действительности мало позитивного, тем самым в позиции поэта прослеживаются упаднические нотки декадентства, выражающиеся в мрачноватом саркастическом юморе.

Анализ стихотворения Русь по плану

Возможно вам будет интересно

Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родное» является искренним выражением автора к родному краю, тому месту, где каждый рад оказаться спустя много лет прожитой жизни

Произведение Сонет к форме — это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант.

Произведение является первым опубликованным стихотворением поэта, который создается в период его лицейского обучения, имея в качестве посвящения обращение к Кюхельбекеру.

Восхищение собственной страной – вполне естественное чувство, которое проявляется и в сердцах простых людей и в сердцах поэтов. Безусловно, если разобраться, практически каждая страна имеет нечто

Произведение в соответствии с жанровой направленностью представляет собой русскую романтическую лирику, посвященную святочным гаданиям, излюбленному ритуалу русских женщин периода девятнадцатого века.

Сборник стихов

Мировая классика литературы

Андрей Белый стихи о России. «Родина», «Родине», «Русь», «Из окна вагона»

Андрей Белый «Родина»

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле — неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля —
Посылает нам крик: «Умирай —

Как и все умирают. » Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: —
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

Андрей Белый «Родине»

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,-
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,-
Мессия грядущего дня!

Андрей Белый «Русь»

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.

Андрей Белый «Из окна вагона»

Поезд плачется. В дали родные
Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные.
Пролетаю в поля: умереть.

Пролетаю: так пусто, так голо.
Пролетают — вон там и вон здесь,
Пролетают — за селами села,
Пролетает — за весями весь;

И кабак, и погост, и ребенок,
Засыпающий там у грудей;
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.

Мать-Россия! Тебе мои песни,
О немая, суровая мать!
Здесь и глуше мне дай и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.

Поезд плачется. Дали родные.
Телеграфная тянется сеть —
Там — в пространства твои ледяные —
С буреломом осенним гудеть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector