Снег идет

Снег идет

Борис Пастернак — Снег идет: Стих

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака

Стихотворение «Снег идет» было написано Пастернаком в 1957 г. К этому времени поэт уже значительно отошел от своих прежних футуристических убеждений и в своем творчестве обращался к реальным жизненным явлениям.

Поводом для написания произведения стал обычный обильный снегопад. Однако это природное явление натолкнуло поэта на серьезные философские размышления. Прежде всего Пастернак, наблюдая за снегопадом, обратился к проблеме бренности человеческой жизни. Поэт начинает развивать свою мысль постепенно. Картина непрерывно падающих с неба белоснежных хлопьев придает всему окружающему фантастический характер. Снежная круговерть приводит к тому, что «все пускается в полет». Постепенно у автора возникает ощущение, что в этом завораживающем падении земля и небо сливаются воедино («сходит наземь небосвод»). Небо становится одушевленным персонажем стихотворения, спускающимся «с верхней лестничной площадки».

В этом нереальном мире начинают действовать особые законы. В первую очередь это касается времени. Его обычное течение значительно ускоряется, подчиняясь темпу снегопада («смотришь, там и новый год»). Становится непонятно, какие промежутки разделяют падающие хлопья. Возможно, это всего лишь секунды, но вдруг мелькает «за годом год»? Главная же идея Пастернака состоит в том, что время, как и снегопад, невозможно остановить.

К финалу стихотворения автор полностью отдает себя на волю снегопада, оказываясь не только вне времени, но и вне пространства. Последнее четверостишие подчеркивает непрерывность цикла: несколько раз повторяется фраза «снег идет». Быстрая смена «пешеход», «растенья», «перекрестка поворот» словно бы сравнивает все перечисленное с падающими снежинками. В этом полном слиянии крупица снега может символизировать человеческую жизнь, которая стремительно промелькнула на фоне вечности. В этом смысле немаловажную роль играет «перекрестка поворот». Жизнь человека слишком коротка, но содержит в себе множество «перекрестков». От принятия правильного решения для поворота в нужную сторону зависит весь жизненный путь. Совершенную один раз ошибку уже будет невозможно исправить. В конечном счете произведение заставляет читателя задуматься о цели и смысле своей жизни, дающейся всего лишь один раз.

«Снег идет» Пастернака: стихотворение о счастье, написанное через боль

«В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья».

Эти строки написал Борис Пастернак в 1952 году после пережитого им тяжелого инфаркта миокарда. Это острое чувство смертного дыхания времени, но при этом присутствие какого-то другого измерения, где время исчезает, звучит в стихотворении «Снег идет».

Читаем и разбираем известный текст в проекте «50 великих стихотворений».

Снег идет

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Историко-биографический контекст

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?

Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».

В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». Отмечалось «политическое и моральное падение» Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.

Читать еще:  Родство со стихиями

В одном из стихотворений Пастернак пишет:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.

Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.

Произведение

Стихотворение «Снег идет» входит в последний лирический цикл Пастернака «Когда разгуляется», включающий в себя 30 стихотворений писателя 1956–1959 годов и целиком опубликованный в Париже в 1959 году. Впервые стихотворение было напечатано в литературно-художественном издании «Литературная Грузия» в 1957 году.

Всему циклу предшествует эпиграф из романа французского писателя Марселя Пруста «Обретённое время» (фр. Le Temps retrouvé): «Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена». Эпиграф определяет все содержание книги как память о прошедшем. Одновременно с этим название книги «Когда разгуляется», данное автором по одноименному стихотворению, высвечивает надежду на перемены в будущем.

Тема времени была одной из самых значительных в творчестве Пастернака. В своих произведениях он пытается передать непередаваемое ощущение времени и причастности всего живого к вечности. Писатель хочет показать, что каждый человек одновременно принадлежит и конкретному времени, и вечности: «Ты – вечности заложник / У времени в плену».

В вопросах времени для Пастернака одинаково важны как память, так и забвение: «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью вырабатывает забвение».

Многие стихотворения цикла «Когда разгуляется» писались уже после отказа от публикации в СССР романа «Доктор Живаго», поэтому в них автор отразил напряженную надежду на грядущие перемены и наступление обновленного времени. «Когда разгуляется» — это одновременно и духовная биография автора, и характеристика времени. Пастернак здесь намеренно «играет» со временем — нарушает хронологию некоторых стихотворений, меняет ритм временной последовательности и событий, чтобы показать, что его интересует не только текущее циклическое время, а Время во всей его длительности.

В «Когда разгуляется» Пастернак размышляет о главных темах мировой литературы ХХ века: о прошлом и о памяти. Стихотворения одновременно обращены в прошлое и устремлены в будущее. Не случайно Пастернака так интересует период рождественских праздников и Нового года. В стихотворении «Зимние праздники» время конечное — будущее и прошедшее — это преходящие понятия, которые, по мнению автора, должны устремляться к вечности — смыслу всего существования и цели всей жизни:

Будущего недостаточно,
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты стала.

Темам вечности и времени, вечности и жизни посвящены многие стихотворения цикла, в которых главным действующим лицом становятся явления природы, охватывающие все сущее: и предметы, и человека, и историю, и само мироздание. Природа способна действовать, ей присущи психологические состояния. Одушевляя природу, Пастернак вписывает в нее человека, испытывающего те же чувства и мысли.

«Снег идет» — стихотворение, где поэт также прибегает к олицетворению. У снегопада и у всего вокруг — героев, предметов и явлений — один жизненный ритм. Вообще, через всю поэзию Пастернака проходит «снежная», «зимняя», рождественская тема. В «Когда разгуляется», помимо стихотворения «Снег идет», ей посвящены еще два текста: «Первый снег» и «После вьюги», совместно с которыми «Снег идет» составляет своеобразный триптих, объединенный мотивом быстротекущего времени. В стихотворении «Снег идет» отчетливо слышны шаги времени. Повторяющийся рефрен «снег идет» только усиливает это состояние стремительности и движения. Пережив страдания, писатель начинает острее слышать этот колокол проходящего, прожитого времени. В этом звуке — что-то страшное, грозное, то, перед чем человек бессилен, то, на что он не может повлиять.

Однако через все это неумолимое время, где «жизнь не ждет», проглядывает совершенно другое измерение, другой мир, где время снимается. Герой слышит чье-то приближение, но не чего-то фатального, рокового: в этом непрерывном движении снега он чувствует, что приближается Рождество. Боль будто перетекает в совершенно противоположное чувство. «Снег идет» можно сравнить с «Двенадцатью» Блока (которому, кстати, Пастернак посвящает стихотворение «Ветер» в своем цикле), где, по одной из трактовок поэмы, особенно чувствуется «надвьюжное» присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Он — над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.

У Пастернака получилось передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к «повороту», за которым начинается обновленная жизнь, иное бытие. Не случайно поэт упоминает здесь Рождество и Святки, когда наиболее остро можно почувствовать движение жизни и скоротечный бег времени.

Но даже те, кто слушает очень популярную песню в исполнении Сергея Никитина, вряд ли обращают внимание, что в стихах время течет не от Нового года к Рождеству, а от Рождества к Новому году:

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

И это уже не религиозные стихи «Доктора Живаго», когда их можно приписать герою романа, это уже сам Борис Пастернак, не скрываясь, в 1957 году живет в контексте церковного календаря.

Читайте также:

Использованы материалы полного собрания сочинений Пастернака в 11 томах, а также работы Е. Тахо-Годи, М. Чернышевой, Н. Солнцевой, В. Агеносова и Л. Оляндэр.

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Снег идет

Стихи — Снег идет!

Небо, воздух, все в снежинках
Мне так радостно от них.
Я подствила ладони,
Тают, не разглядеть мне их.

Побелела вся береза,
Земля мокрая в снегу.
И откуда эта радость.
Что никак я не пойму.

Читать еще:  Стихи про насекомых

Просто ,взгляд сегодня
Теплый. я увидела его
Сразу ,сердце загорелось
И за что мне это все.

Сон приснился,в нем мужчина.
Благосклонен был ко мне.
Наяву так и случилось,
Праздник нужен был душе.

И от этого подарка,
Что ,Господь, мне подарил.
Я как «бабочка» порхала.
И на все хватало.

Стихи — Снег идет

Стихи — Веет ветер, снег идет.

Стихи — Снег идёт большим валежником.

Снег идет большим валежником,
Рассыпаясь по земле,
И берёзка призадумалась,
В белоснежной тишине.

Запорошило туманами,
И вдали еле видны,
В золотистом одеянии
Алы кончики зари.

Стихи — Снег выпал

Снег выпал очень рано
В сентябре и придавил
На ветках листья, ветрено,
В снег яблоки он уронил.

Краснеют яблоки, листья зеленеют,
Под толстым белым покрывалом,
А снега выпало навалом, капели
Слёзы полились прозрачные…

Тепло, вот солнышко взошло
И небо вновь заголубело,
И где белым всё было бело,
Цвет серый, вдруг приобрело.

Хлеба под снегом полегли.
Ан! Снега нет! Вновь почернели
Поля, луга зазеленели. Ох, напроказил!
Ах! Что снежище натворил,

А сам он в слякоть.

Стихи — Снег пушистый кружится и тает.

Снег пушистый кружится и тает.
Весеннему теплу зима не уступает.
Весенний день с капелью, ветерком
Сменяется холодным, снежным днём.

Природа свой облик меняте:
С утра сугробы, к вечеру — растают.
Непредсказуемой погода нынче стала.
Сезонов четырёх в году, наверно, будет мало.
24 марта 2013 г.

Стихи — Снег, как неизбежность, с неба шёл.

Снег, как неизбежность, с неба шёл,
Пушистый. Всё окно в узорах.
Сидим мы рядом, смотрим в стёкла,
Накрывшись пледом мягким, тёплым,
И слушая в забвенье тишину,
Мы запиваем сладким чаем
Наш созданный вдвоём уют.

А на стене негромко бьют
Часы с кукушкой — скоро полночь,
И снится людям третий сон,
Но мы полуночники невольно,
Следим с восторгом за окно,
Как завалил до самой крыши
Лохматый белый снег, пушистый.

Стихи — Снег в душе

Снег в душе, а на улице лето
А он все идет и идет,
застилает собою рассветы,
и память мою заметет.

Снег иголками колет душу,
но ей не больно уже.
В этой жизни я больше не струшу,
ведь лед все сковал в душе.

Замерзла я в тоненьком платьице,
Боль осталась моя без ответа.
Снег летит и не скрыться не спрятаться,
и не важно, что в городе лето.

Стихи — Идет охота на людей

Идет охота на людей, идёт охота,
Грызня волков и псов – на псарне передел,
Под лисий визг, шакалий смех идёт работа:
Уничтоженье душ, уничтоженье тел.

Душа – улика доброты, тепла и света.
У паханов на зоне крупная игра.
Нет человека – и проблемы тоже нету,
И нелюдь нелюди командует: Убрать!

Отлов заложников-детей, отстрелы женщин
И не желающих по-волчьи выть мужчин.
Чем больше куш, тем воздаянье права меньше,
И нищим духом для кручины нет причин.

❄️Снег идёт

Борис Пастернак написал стихотворение «Снег идёт» в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.

Мотив стихотворения

Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:

Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.

Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.

Вместе с тем автор понимает:

… что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.

Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.

Финал произведения

Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:

Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.

Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Читать еще:  Стихи о любви: Яцура Л.А.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Песня на стихи

А снег идёт

А снег идёт

А снег идёт — одна из самых известных советских новогодних песен.

Написана композитором Андреем Эшпаем на слова Евгения Евтушенко как часть саундтрека к фильму «Карьера Димы Горина» (1961 год), в котором звучит в момент празднования героями фильма Нового года.

Песня была записана для фильма советской эстрадной певицей Майей Кристалинской, в репертуаре которой и стала известной всему Советскому Союзу. Песню брали в репертуар многие исполнители, в том числе Жанна Агузарова, Елена Неклюдова и исполнительница главной роли — Гали Берёзки — в фильме «Карьера Димы Горина» Татьяна Конюхова.

По настоящее время, несмотря на то, что фильм «Карьера Димы Горина» показывается по телевидению достаточно редко, песня в России и странах бывшего СССР является очень популярной и часто звучит по радио, по телевидению и в новогодних концертах.

Содержание

[править] История

В 1961 году студенты мастерской Герасимова из московского кинематографического института ВГИК, Фрунзе Довлатян и Лев Мирский, попросили Андрея Эшпая написать музыку к фильму «Карьера Димы Горина», бывшему их дипломной работой [1] . В числе прочих музыкальных номеров Андрей Эшпай написал для картины две песни — маршевую «Мы шагаем» и новогоднюю «А снег идёт». Обе песни были написаны на слова молодого в те годы поэта Евгения Евтушенко. Сам композитор вспоминает о том, как была написана эта песня, когда он пришёл к Евтушенко с написанной мелодией без слов, с долей иронии. Эшпай сыграл мелодию поэту, тому понравилось, он тут же сел и написал стихи и всё. В кинофильме песня в исполнении Майи Кристалинской звучит, большую часть времени заглушаемая новогодним застольем, тостами и разговорами, финал же песни был «смазан» из-за игры Владимира Высоцкого, герой которого, шофёр Софрон, начал раздавать другим героям фильма рентгеновские снимки, полученные из поликлиники.

Спустя год песня «А снег идёт» прозвучала также в фильме Юлия Карасика «Дикая собака Динго».

На протяжении более 50 лет в любое время года песня исполняется с большим успехом разными исполнителями, в том числе и зарубежными. За прошедшие десятилетия песню исполняли разные певцы, в совершенно разной исполнительской манере. Создатели песни не ожидали от своего произведения такой популярности: Андрею Эшпаю люди признавались, что даже женились, вдохновившись его песней.

Широкую известность песня получила в исполнени Жанны Агузаровой, которая в программе «Большая стирка», вышедшей на российском Первом канале в 2004 году призналась, что постоянно пишет под ёлку письма к Деду Морозу с желаниями, которые позже исполняются. А в 2001 году, в 40-летний юбилей песни, её спела актриса, сыгравшая главную женскую роль в фильме «Карьера Димы Горина» (бригадир Галина Берёзка) — Татьяна Конюхова, которая в интервью Первому каналу призналась, что отмечает в песне чистоту — чистоту снега, чистоту помыслов людей, чистоту душевную и чистоту духовную.

Мотив песни «А снег идёт» легко запоминается на слух и крепко врезается в память, даже если песню послушать только один раз. Возможно, потому что музыка передаёт атмосферу зимней сказки и снегопад в ней связывается с ожиданием чуда и радости, а не с автомобильными пробками и задержками авиарейсов [2] .

Песня неоднократно выходила в записи, и в советское время, и после распада СССР. В 2005 году вышел альбом из 2 CD «Песни Майи Кристалинской», в котором была издана и песня «А снег идёт».

[править] Анализ

Песня «А снег идёт» написана в тональности ми-бемоль минор (издаётся песня в более простых тональностях, наиболее часто встречающийся вариант — ре-минор) для голоса и эстрадного ансамбля. Существуют аранжировки песни для голоса и фортепиано, для голоса и аккордеона и инструментальные, в том числе для различных инструментов соло и даже для хора a cappella (без сопровождения).

Форма песни — куплетно-вариационная без припева. В песне два куплета. После второго звучит инструментальный проигрыш, после чего возвращается вокальная линия с завершающим четверостишием песни.

Характер песни — лирический, беспокойный, лишённый умиротворения, но, вместе с тем, очень точно передающий волнение главных героев фильма, танцующих под эту музыку. Мелодия изобилует большими скачками, в том числе и на диссонирующие интервалы септимы и тритона. Несмотря на это, мелодия легко ложится на слух.

Темп песни — быстрый, чаще всего указывается в нотах на русском языке («Скоро» или «Подвижно»).

Гармонический язык песни достаточно острый; при кажущейся простоте гармонической «сетки» произведения он включает в себя остро звучащие гармонии большого минорного септаккорда, резкие гармонические переходы на интервал тритона и даже модуляцию в далёкую тональность (из ми-бемоль минора в фа-диез минор) при переходе от второго куплета к инструментальному проигрышу и возврат в основную тональность при возвращении вокальной линии.

[править] Текст

А снег идёт, а снег идёт,
И всё вокруг чего-то ждёт,
Под этот снег, под тихий снег
Хочу сказать при всех:

«Мой самый главный человек,
Взгляни со мной на этот снег,
Он чист как то, о чём молчу,
О чём сказать хочу.»

Кто мне любовь мою принес,
Наверно, добрый Дед Мороз,
Когда в окно с тобой смотрю,
Я снег благодарю.

А снег идёт, а снег идёт,
И все мерцает и плывёт,
За то что ты в моей судьбе,
Спасибо, снег, тебе.

А снег идёт, а снег идёт,
И все мерцает и плывёт,
За то что ты в моей судьбе,
Спасибо, снег, тебе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector