Страстная неделя

Страстная неделя

Страстная неделя в 2021 году: что можно и нельзя есть перед Пасхой

Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году. При этом в эти семь дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды в это время посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе.

Расскажем о предпасхальных днях подробнее.

Великий понедельник. В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета — о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также проклятие Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся в своих грехах душу. Патриарх начинает чин мироварения. Этот ритуал совершается раз в год и представляет собой изготовление особого освященного ароматического масла (мира), применяемого для помазания после крещения. Варят миро из смеси 50 различных масел, трав и душистых смол три дня. В России этот процесс происходит только в одном месте — малом соборе Донского монастыря в Москве. Освящают готовое миро в Великий четверг, а после рассылают по епархиям и монастырям Русской православной церкви.

Великий вторник. Богослужения повествуют о том, как Христос говорил с людьми в Иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскресении мертвых и Страшном суде.

Великая среда. По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 серебренников. Также вспоминают грешницу, которая омыла ноги Иисуса и помазала их миром. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедоваться.

Великий четверг. Тайная вечеря. Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, «Двенадцать Евангелий» (12 частей из четырех Евангелий), на которой вспоминают страдания Христа. Пришедшие в храм стоят на ней с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. В этот день верующим нужно причаститься.

Кроме того, в Великий четверг готовят дом к Пасхе — красят яйца, пекут куличи, прибираются и стирают одежду, потому он получил название также Чистый четверг.

Великая пятница. День траура, потому что в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней.

Великая суббота. На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения. Освещают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи.

Самая главная служба начинается вечером в субботу. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху.

Важно помнить, что пост, который на Страстной неделе является самым строгим, — не диета. Прежде всего речь идет о внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны только помочь верующим в преддверии Пасхи сосредоточиться не на физическом, а на духовном, и не служат самоцелью. Верующие стараются уделять внимание молитве, а не развлечениям и суете, больше помогать ближним. При этом меру своего поста следует обязательно согласовать со священником, а иногда и с врачом. Так, есть категории людей, которым Церковь разрешает не поститься: это болеющие, сильно пожилые люди, дети до семи лет.

Что же касается собственно правил питания, то они тоже зависят от конкретного дня Страстной седмицы.

Страст­ная сед­мица

Страстна́я седми́ца – послед­няя сед­мица перед Пасхой. Она посвя­щена вос­по­ми­на­нию послед­них дней земной жизни Спа­си­теля: Его стра­да­ний, крест­ной смерти и погре­бе­ния (в цер­ков­но­сла­вян­ском языке слово «страсть» озна­чает «стра­да­ние»). Все дни Страст­ной сед­мицы назы­ва­ются вели­кими.

Эта неделя особо чтится Цер­ко­вью. “Все дни – гово­рится в Синак­саре – пре­вос­хо­дит Святая и Вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, но больше Святой Четы­ре­де­сят­ницы Святая и Вели­кая сед­мица (страст­ная), и больше самой Вели­кой сед­мицы сия Вели­кая и Святая суб­бота. Назы­ва­ется эта сед­мица вели­кою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту сед­мицу совер­ши­лись вели­кие и пре­есте­ствен­ные чудеса и чрез­вы­чай­ные дела нашего Спа­си­теля…”.

Вспо­ми­ная в Бого­слу­же­нии собы­тия послед­них дней земной жизни Спа­си­теля, Святая Цер­ковь вни­ма­тель­ным оком любви и бла­го­го­ве­ния следит за каждым шагом, вслу­ши­ва­ется в каждое слово гря­ду­щего на воль­ную страсть Христа Спа­си­теля, посте­пенно ведет нас по стопам Гос­пода на про­тя­же­нии всего Его крест­ного пути, от Вифа­нии до Лоб­ного места, от цар­ствен­ного входа Его в Иеру­са­лим и до послед­него момента Его иску­пи­тель­ных за люд­ские грехи стра­да­ний на кресте, и далее – до свет­лого тор­же­ства Хри­стова Вос­кре­се­ния.

Все содер­жа­ние служб направ­лено к тому, чтобы чте­нием и пес­но­пе­ни­ями при­бли­зить нас ко Христу, сде­лать нас спо­соб­ными духовно созер­цать таин­ство искуп­ле­ния, к вос­по­ми­на­нию кото­рого мы гото­вимся.

Первые три дня этой сед­мицы посвя­щены уси­лен­ному при­го­тов­ле­нию к стра­стям Хри­сто­вым.

В соот­вет­ствии с тем, что Иисус Хри­стос перед стра­да­ни­ями все дни про­во­дил в храме, уча народ, Святая Цер­ковь отли­чает эти дни осо­бенно про­дол­жи­тель­ным Бого­слу­же­нием.

Ста­ра­ясь собрать и сосре­до­то­чить вни­ма­ние и мысли веру­ю­щих вообще на всей Еван­гель­ской исто­рии вопло­ще­ния Бого­че­ло­века и Его слу­же­ния роду чело­ве­че­скому, Святая Цер­ковь в первые три дня Страст­ной сед­мицы про­чи­ты­вает на часах все Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие.

В Вели­кую среду вос­по­ми­на­ется жена-греш­ница, омыв­шая сле­зами и пома­зав­шая дра­го­цен­ным миром ноги Спа­си­теля, когда Он был на вечери в Вифа­нии в доме Симона про­ка­жен­ного, и этим при­го­то­вив­шая Христа к погре­бе­нию. Здесь же Иуда мнимой забот­ли­во­стью о нищих обна­ру­жил свое среб­ро­лю­бие, а вече­ром решился пре­дать Христа иудей­ским ста­рей­ши­нам за 30 среб­ре­ни­ков (сумма, доста­точ­ная по тогдаш­ним ценам для при­об­ре­те­ния неболь­шого участка земли даже в окрест­но­стях Иеру­са­лима).

В Вели­кую среду на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, по заам­вон­ной молитве, в послед­ний раз про­из­но­сится молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с тремя вели­кими покло­нами.

В чет­верг Страст­ной сед­мицы в бого­слу­же­нии вос­по­ми­на­ются четыре важ­ней­шие еван­гель­ские собы­тия, совер­шив­ши­еся в этот день: Тайная вечеря, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил ново­за­вет­ное таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии), умо­ве­ние Гос­по­дом ног уче­ни­кам Своим в знак глу­бо­чай­шего сми­ре­ния и любви к ним, молитва Спа­си­теля в саду Геф­си­ман­ском и пре­да­тель­ство Иуды.

В вос­по­ми­на­ние собы­тий этого дня после заам­вон­ной молитвы на Литур­гии в кафед­раль­ных собо­рах при архи­ерей­ском слу­же­нии совер­ша­ется уми­ли­тель­ный обряд умо­ве­ния ног, кото­рый вос­кре­шает в нашей памяти без­мер­ное снис­хож­де­ние Спа­си­теля, умыв­шего ноги Своим уче­ни­кам пред Тайной вече­рей.

В этот день Гос­подь уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния, поэтому все пра­во­слав­ные хри­сти­ане стре­мятся при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин на Боже­ствен­ной Литур­гии. Тро­парь дня “Егда слав­нии уче­ницы на умо­ве­нии вечери про­све­ща­хуся, тогда Иуда зло­че­сти­вый среб­ро­лю­бием неду­го­вав омра­ча­шеся, и без­за­кон­ным судиям Тебе пра­вед­наго Судию пре­дает. Виждь, имений рачи­телю, сих ради удав­ле­ние упо­тре­бивша: бежи несы­тыя души Учи­телю тако­вая дерз­нув­ший. Иже о всех Благий, Гос­поди, слава Тебе”

День Вели­кого пятка посвя­щен вос­по­ми­на­нию осуж­де­ния на смерть, Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля. В бого­слу­же­нии этого дня Цер­ковь как бы постав­ляет нас у под­но­жия Креста Хри­стова и пред нашим бла­го­го­вей­ным и тре­пет­ным взором изоб­ра­жает спа­си­тель­ные стра­да­ния Гос­пода. На утрене Вели­кого пятка (она слу­жится в чет­верг вече­ром) чита­ются 12 Еван­ге­лий Завета Святых Стра­стей.

Литур­гии в Вели­кую Пят­ницу не бывает, так как в этот день Сам Гос­подь принес Себя в жертву, а совер­ша­ются Цар­ские Часы.

Вечерня совер­ша­ется в тре­тьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в вос­по­ми­на­ние снятия с креста тела Хри­стова и погре­бе­ния Его. При пении тро­паря: “Бла­го­об­раз­ный Иосиф, с древа снем Пре­чи­стое тело Твое, пла­ща­ни­цею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.(Пере­вод: «Бла­го­об­раз­ный Иосиф, сняв с креста пре­чи­стое Твое Тело, обвил пла­ща­ни­цей и бла­го­уха­ни­ями ума­стив, поло­жил в новом гробе»)” свя­щен­но­слу­жи­тели под­ни­мают Пла­ща­ницу (т.е. изоб­ра­же­ние Христа, лежа­щего во гробе) с Пре­стола, как бы с Гол­гофы, и выно­сят ее из алтаря на сере­дину храма в пред­не­се­нии све­тиль­ни­ков и при каж­де­нии фимиа­мом. Пла­ща­ница пола­га­ется на особо при­го­тов­лен­ном столе (гроб­нице). Затем свя­щен­но­слу­жи­тели и все моля­щи­еся покло­ня­ются перед Пла­ща­ни­цею и лобы­зают язвы изоб­ра­жен­ного на ней Гос­пода: про­бо­ден­ные ребра, руки и ноги Его. Вече­ром бывает вторая служба с крест­ным ходом.

Читать еще:  Новые поздравления на крещение господне парню

Пла­ща­ница нахо­дится на сере­дине храма в про­дол­же­ние трех (непол­ных) дней, напо­ми­ная этим трех­днев­ное нахож­де­ние Иисуса Христа во гробе.

Это день стро­гого поста, когда ничего нельзя есть, по край­ней мере, до выноса Пла­ща­ницы. Это день самого стро­гого поста в году.

В Вели­кую суб­боту (служба начи­на­ется вече­ром в Вели­кую Пят­ницу) Цер­ковь вос­по­ми­нает погре­бе­ние Иисуса Христа, пре­бы­ва­ние Его тела во гробе, соше­ствие душою во ад для воз­ве­ще­ния там победы над смер­тью и избав­ле­ния душ, с верою ожи­дав­ших Его при­ше­ствия, и вве­де­ние бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника в рай.

В Вели­кую суб­боту совер­ша­ется литур­гия Васи­лия Вели­кого, начи­на­ю­ща­яся вечер­ней. После малого входа с Еван­ге­лием (около Пла­ща­ницы) чита­ются пред Пла­ща­ни­цей 15 пари­мий, в кото­рых собраны глав­ные про­ро­че­ства и про­об­разы, отно­ся­щи­еся к Иисусу Христу, как иску­пив­шему нас от греха и смерти Своей Крест­ной смер­тью и Своим Вос­кре­се­нием. После 6‑й пари­мии (о чудес­ном пере­ходе евреев чрез Черм­ное море) поется: «Славно бо про­сла­вися». Чтение пари­мий заклю­ча­ется песнью трех отро­ков: «Гос­пода пойте и пре­воз­но­сите во вся веки». Вместо Три­свя­того поется «Елицы во Христа кре­сти­стеся» и чита­ется Апо­стол о таин­ствен­ной силе Кре­ще­ния. Эти пение и чтение служат вос­по­ми­на­нием обычая древ­ней Церкви кре­стить в Вели­кую суб­боту огла­шен­ных. По чтении Апо­стола поются, вместо «Алли­луиа», семь стихов, избран­ных из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства о Вос­кре­се­нии Гос­пода: «Вос­кресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов свя­щен­но­слу­жи­тели пере­об­ла­ча­ются в свет­лые одежды. Вместо Херу­вим­ской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть чело­веча». В две­на­дца­том часу ночи, совер­ша­ется полу­нощ­ница, на кото­рой поется канон Вели­кой Суб­боты. В конце полу­нощ­ницы свя­щен­но­слу­жи­тели молча пере­но­сят Пла­ща­ницу с сере­дины храма в алтарь Цар­скими Вра­тами и кладут ее на пре­стол, где она и оста­ется до празд­ника Воз­не­се­ния Гос­подня, в память соро­ка­днев­ного пре­бы­ва­ния Иисуса Христа на земле по вос­кре­се­нии Его из мерт­вых.

После этого веру­ю­щие бла­го­го­вейно ожи­дают наступ­ле­ния полу­ночи, в кото­рую начи­на­ется свет­лая пас­халь­ная радость вели­чай­шего Празд­ника Вос­кре­се­ния Гос­пода и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа.

Пас­халь­ная радость есть святая радость, кото­рой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескон­ча­е­мая вечная радость вечной жизни и бла­жен­ства. Она и есть именно та радость, о кото­рой сказал Сам Гос­подь: “Воз­ра­ду­ется сердце ваше, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин. 16:22 ).

Страстная неделя в 2020 году — что можно и нельзя делать в Седмицу

Страстная неделя в 2020 году выпадает традиционно перед Пасхой. Это время православные очень чтут и уважают, ведь Седмица стала решающим испытанием при жизни Иисуса Христа: Господь прошел через горечь предательства, арест и был распят на кресте. Поскольку Страстная неделя является важным церковным событием, она предполагает соблюдение давних традиций и обрядов. Узнайте, что на нее можно делать, а что нельзя, а также какие приметы существуют по дням.

Страстная неделя начинается с понедельника 13 апреля и завершается поздним субботним вечером, 18 апреля. Этот период не является фиксированным и изменяется каждый год. Все зависит от того, когда наступает Пасха. Седмица всегда ей предшествует. Каждый день на неделе принято называть с приставкой «Великий», кроме пятницы и субботы. Они называются «Страстными», поскольку олицетворяют гибель Иисуса и его похороны. На протяжении всей Седмицы нужно придерживаться определенных правил, чтобы не согрешить, и христиане их безукоризненно соблюдают.

Что можно делать на Страстной неделе в 2020 году

На Страстную неделю православные погружаются с головой в раздумья над участью Божьей. Иисусу пришлось много страдать при жизни за людские поступки и грехи, но Господь все выдержал и только после воскресения обрел душевное спокойствие. Своей смертью он спас нас, грешников, и теперь защищает на небесах.

Первое, что принято делать на Седмицу – это молиться, часто и помногу. Через молитвы люди благодарят Спасителя за все, что он делает. Если вы не знаете наизусть молитв, то читайте молитвослов, можно прочесть Библию. Главное — это пребывать в раздумьях над Господом и событиях, изложенных в священном писании. Отвлекаться при этом на мирские повседневные заботы не нужно, оставьте дела и посторонние мысли в стороне, чтобы полностью осознать и прочувствовать страдания Господни.

На Седмицу православные делают следующее:

  • ходят в храмы на богослужения, молятся, зажигают свечи;
  • продолжают соблюдать Великий Пост. Он заканчивается с наступлением Пасхи. На Страстной неделе придерживаться Поста нужно с особенной строгостью. Помимо запрещенных продуктов, нельзя готовить пищу на огне и добавлять в нее масло. В рационе должны быть только сырые фрукты и овощи, орехи. В пятницу и субботу от приема пищи вообще отказываются и пьют только воду (разрешается 203 ломтика черного хлеба);
  • приводят дом в порядок, заканчивают начатые дела;
  • отрекаются от мирской суеты, полностью погружаются в ожидании великого праздника;
  • делают добрые поступки, помогают слабым, дают милостыню просящим;
  • подготавливаются к Пасхе (закупают продукты и готовят традиционную пасхальную еду: творожную пасху, крашенки и куличи из сладкого теста);
  • переосмысливают жизнь, каются в совершенных грехах, осознают допущенные ошибки, просят прощения за них перед Спасителем.

Только после проделанного происходит полное духовное очищение, и с плеч снимается груз людских тяжб. Христиане уверены, что на Пасху человеческая душа тоже способна переродиться, если над этим долго работать.

Что нельзя делать на Страстной неделе

Седмица – ответственный период, когда совершение грехов не допускается совсем, иначе можно разгневать Господа своим непристойным поведением и накликать беды. Люди во все времена боялись гнева Божьего, поэтому все свои дела старались завершить до наступления Страстной недели.

На Седмицу нельзя:

  • играть свадьбы, праздновать дни рождения (особенно в Страстную пятницу и в Страстную субботу);
  • крестить детей, венчаться;
  • поминать родственников, ходить на кладбище (усопших поминают на Радоницу, она наступит после Пасхи, во вторник 28 апреля);
  • нарушать Великий Пост;
  • сквернословить, ругаться, кричать, скандалить;
  • вести разгульный образ жизни, выпивать, громко смеяться веселиться, чрезмерно радоваться;
  • копаться в земле, пересаживать растения, сажать семена на рассаду;
  • отказывать в помощи слабым и нуждающимся;
  • злиться, таить обиду, завидовать, желать зла;
  • заниматься физическим трудом (пилить, строить, таскать);
  • танцевать, петь;
  • посещать развлекательные заведения;
  • играть в азартные игры;
  • занимать в долг деньги;
  • гадать;
  • врать;
  • чревоугодничать.

Если ослушаться и не выполнять изложенного, то Господь может покарать. Особенно следить за собой нужно в пятницу и субботу, эти дни считаются самыми печальными, и нужно скорбеть по Иисусу. Нельзя радоваться, даже если есть повод, это неуместно.

Приметы перед Пасхой по дням Страстной седмицы

Наши предки верили в суеверия, выпадающие на Седмицу, ведь предсказанное часто сбывалось. Примет существует много: на каждый день Страстной недели выпадает своя и несет конкретное значение:

  • в понедельник нужно закончить начатые дела: достирать одежду, убраться в доме, управиться с ремонтом. Хозяйка должна обязательно протереть все стекла в доме, чтобы через них вошел солнечный свет и даровал счастье живущим;
  • во вторник заканчивают все то, что связано с рукоделием. Завершают шитье, вязание, глажку. Если на Великий вторник идет дождь, то в этот год уродится много грибов. Чтобы животные не болели, их нужно умыть талым снегом;
  • на Страстную среду хозяйки отправляются на рынок, чтобы закупиться всем необходимым для приготовления пасхального обеда. Из дома нужно вынести мусор и сделать влажную уборку;
  • в Чистый четверг убираются напоследок в доме: моют полы и окна, хлопают ковры, сами ходят в баню. В таз с водой нужно положить серебряник (можно серебряное украшение). Вода становится целебной и прибавит здоровья тому, кто ею умоется. Вечером готовят куличи, пасхи и красят яйца. Золу, оставшуюся в печи после приготовления выпечки, складывают в ткань и хранят в доме. Она выполняет роль домашнего оберега. Верующие идут в церковь, чтобы причаститься;
  • на Страстную пятницу нужно отдыхать, ничем заниматься нельзя. Читают Библию, прибывают в уединении с самим собой, вспоминают суд над Спасителем и его распятие. А еще нужно выглянуть в окно и запомнить того, кто первый попался на глаза. Старуха предвещает неудачи, молодая девушка – жизнь без проблем, семья – гармония в доме, кошка – к прибыли, собака означает тоску, птицы несут новые знакомства;
  • в субботу по-прежнему нельзя ничего делать. Вечером православные идут в церковь на службу и несут с собой для освящения пасхальную еду. По погоде в этот день судят о будущем. Если светит солнце, то год будет очень урожайным. Девушка, которая очень хочет выйти замуж, не должна ложиться спать с субботы на воскресенье.
Читать еще:  Поздравления на юбилей папы: трогательные, душевные, красивые стихи

Страстная неделя приближается, поэтому соблюдайте безукоризненно все то, что изложено выше, и тогда Господь отблагодарит вас за хорошие поступки и праведность. Не нарушайте эти простые заповеди, проявляйте сострадание и молитесь, тогда на Пасху произойдёт преображение вашей души, а на сердце станет легко и хорошо. С наступающими православными праздниками, мира и добра вам и вашим близким!

Страстная седмица

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице

Дни Страстной седмицы

Богослужение

Богослужебные особенности Страстной

Иконография

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Читать еще:  Всемирный день телевидения

Страстная неделя: что делать нельзя, а что сделать нужно

1. Почему Страстная? Какие события вспоминают в эти дни?

В Церкви слово страсть употребляется в двух случаях: когда говорят о противоестественном, греховном влечении души, к примеру, о страсти чревоугодия, и когда имеют в виду страдание.

Значения эти взаимосвязаны, потому как противоестественное влечение неизбежно приводит к страданию. Но в названии Страстной недели слово «страсть» означает только «страдание», ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе.

Поэтому Страстная неделя (в Церкви говорят «седмица») — это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на крестную смерть, нестойкость и даже отречение от него самых близких учеников, его крестный путь — то есть, буквально, дорогу с крестом на спине на Голгофу, распятие, смерть на кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа в ад. Событие воскресения Христа отмечается уже Пасхой, праздником Светлого Воскресения Христова.

2. Что происходит в Страстную неделю?

Как говорят богословы, первые сорок дней Великого поста — время, когда мы идем навстречу к Богу, а Страстная неделя, календарно отделяемая от этих сорока дней Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем), время, когда сам Бог идет навстречу нам.

Идет через страдания, принимая самую позорную, самую мучительную для человека смерть — смерть на кресте. Идет на смерть, чтобы, в силу своей безгрешности и в силу своей божественной природы, воскреснуть, и своим воскресением даровать и нам, людям, шанс.

Страстная неделя — время, когда Иисус преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Поэтому и для верующих седмица — период напряженных и удивительно пронзительных богослужений, а также дни самого строго поста. То есть Страстная неделя — это время нашего духовного рывка навстречу к Господу, время напряженной молитвы.

Чтобы подчеркнуть значимость дней Страстной недели, каждый из них получил название Великий и пишется с заглавной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник, вплоть до Великой Субботы.

3. Особенности Страстной недели в 2020 году. Что делать, если не идешь в храм?

Из-за эпидемии коронавируса в этом году священноначалие призывает верующих оставаться дома и молиться одновременно с ходом богослужения, транслируемым по ТВ.

Таким образом мы проявим и свою любовь к ближним, и свою ответственность перед самыми незащищенными из нас.

Кроме молитвы во время онлайн трансляций из храмов, можно найти на православных сайтах последования для домашнего совершения богослужений Страстной недели и помолиться дома самостоятельно. А если читать церковнославянский текст параллельно с русским переводом, то даже самый просвещенный и подготовленный человек при этом неизбежно откроет для себя новые глубины, по-новому ощутит красоту и богослужения, и церковнославянского языка. И, конечно, стоит эти дни уделить Евангелию, тем главам, где рассказывается о последних днях земной жизни Христа.

4. Пост Страстной недели. Когда не есть, а когда уже можно?

Пост в дни Страстной недели держат даже те верующие, кому не удалось пройти долгий путь Великого поста.

По монастырскому уставу с понедельника по пятницу едят только хлеб, овощи и фрукты, в Страстную Пятницу не едят вообще — в знак скорби: Иисус в этот день был распят и испустил Дух, а в Великую Субботу позволяется пища с растительным маслом.

Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 18 на 19 апреля, пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Светлого Воскресения Христова, называемую Светлой (с 20 по 25 апреля). Надо учитывать, что такие строгие ограничения не касаются больных и ослабленных людей, а также тех, кто сейчас в условиях эпидемии вынужден усиленно трудиться.

5. Когда красить яйца, печь куличи, готовить творожную пасху?

Людей, которые только начали соприкасаться с миром христианства, в первую очередь волнует внешняя сторона приготовления к празднику Пасхи: как красить яйца и когда освящать куличи.

Отвечу сразу: не освящать, а получать благословение на непостную пищу — яйца, творожную пасху, сдобные куличи и мясные продукты. Слово «освящать» в данном случае употребляется не точно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово «освящение», поэтому скажу: «Обычно освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную Субботу и часто, для неуспевших, в воскресную ночь — после Пасхального богослужения.

Но в этом году вирус из Уханя внес коррективы и сюда. Поскольку освящение снеди всегда сопровождается скоплением народа, то проводить его будут только там, где можно будет сохранить между прихожанами необходимую дистанцию, обозначенную медиками в 1,5-2 метра.

Важно помнить, что освящение пищи только благочестивая традиция, а не таинство, поэтому ради безопасности ею в этом году можно временно пожертвовать. Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Чистый четверг, или в Великую Субботу. Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас молитвы.

6. Что в 2020 году с таинствами Причащения и Исповеди на Страстную?

Обычно во время страстной недели принято обязательно придти на исповедь и причаститься. Самый популярный день для исповеди — Великая Среда, хотя можно исповедоваться в любой день Страстной седмицы. Просто, исповедуясь накануне Чистого четверга, верующие потом причащаются в четверг, потому что именно в этот день Господь установил Таинство Причастия.

Но накануне Страстной недели 2020 года официальный сайт Московской Патриархии опубликовал циркулярное письмо, в котором говорится, что во время эпидемии, «в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции».

А в официальном письме, разосланном в епархии РПЦ, напоминается, что Патриарх Кирилл призвал прихожан понести эти «временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних».

«Вместе с тем на тот случай, если санитарно-эпидемиологическая ситуация допускает возможность посещение храмов прихожанами или их частью, прилагается перечень конкретных мер по обеспечению безопасности клириков и прихожан», — читаем дальше в документе.

7. Что дальше?

Страстная неделя — удивительное время: скорбь окрашена не просто надеждой, нет, мы точно знаем: чем сильнее трагизм, чем дальше, вслед за Христом, мы движемся, вспоминая его крестный путь, тем ближе становится радость Воскресения. И это особенно важно помнить во время испытаний, выпавших нам в 2020 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector