Осень: Плещеев А. Н.

Осень: Плещеев А. Н.

Алексей Плещеев — Осень наступила, высохли цветы: Стих

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Анализ стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» Плещеева

С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.

Стихотворение написано предположительно в 1860-е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень. Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».

Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка. Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует. Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.

Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста.

«Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

с использованием мнемотаблицы

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе по теме:

«Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

Цель : помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания.

закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворении;

развивать выразительность речи, чувство ритма, память, устную речь, воображение;

учить детей не перебивать друг друга, внимательно слушать;

воспитание интереса и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: экскурсии на природу, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.

2 разрезные картинки об осени, мяч,

картинки-схемы для заучивания стихотворения, фонограммы: Бетховен «К Элизе», П.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», трель птицы, звук ветра.

— Ребята, кому я брошу мяч, тот постарается ответить на вопрос: когда это бывает?

1. День стал короче, ночь длиннее?

2. Листья пожелтели?

3. Птицы улетели в теплые края?

4. Солнце уже греет не так?

5. Деревья готовятся к зиме?

6. Моросит холодный дождик?

7. Стало холоднее?

8. Люди одеваются теплее?

9. Темнеет быстрее?

10. Дует холодный ветер?

— Молодцы. Так какое сейчас время года? (осень)

-А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)

— Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.

(бегаем по ковру под музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)

( кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)

— Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по одному фрагменту и идут к доске, составлять картинки)

— Что получилось? (осень)

— Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?

( печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная…)

(звучит фонограмма трели птицы)

(Ищу, откуда идет трель, нахожу птичку)

— Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная, что случилось?

(наклоняюсь к ней)

— Да? Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась и теперь не может улететь в тёплые края. Ветер ей обещал помочь, если птичка выучит вот это стихотворение. Она не знает, как его учить. Давайте ей поможем.

(беру у птички стихотворение)

— Стихотворение называется «Осень». Написал его Алексей Плещеев. Послушайте, я его прочитаю:

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

— О чем это стихотворение? (об осени)

— А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала?

— А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки.

(открываю картинки для каждой строчки стихотворения)

— Ребята, птичка не понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты». Помогите ей.

( деревья печальные, потому что опали листья)

— А что такое «озимь»?

(поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)

— Теперь повторим стихотворение, глядя на картинки.

— Птичка, что ты говоришь? Ты неправа, дети выучат стихотворение. Правда, ребята?

— Давайте встанем все со своих стульчиков, сделаем разминку.

(делаем соответствующие движения под это стихотворение, под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»)

— Садимся за свои места.

— А теперь еще поиграем с этим стихотворением. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

( повторяем это стихотворение)

— Умнички! Поаплодируйте себе.

— Вот видишь птичка, как много способов есть запомнить стихотворение.

— Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что сами сможете.

Читать еще:  Стихи про дождь

— Сейчас моё место займёт одна из девочек. Показывай картинки, а мальчики (выборочно) будут рассказывать. А все остальные ребята будут внимательно слушать, это поможет всем ещё лучше запомнить стихотворение.

— А теперь воспитателем будет один из мальчиков, а девочки (выборочно) будут рассказывать.

— Ну что, птичка, видишь, какие дети молодцы, они все выучили. А ты?

— Да. Птичка говорит нам спасибо.

(звучит фонограмма ветра)

— Ой, да это же осенний ветер вернулся, чтобы вернуть птичку в стаю. Ребята, мы помогли птичке, и теперь ей пора догонять стаю и лететь в тёплые края.

( подхожу к окну и «выпускаю» птичку)

— До свидания, птичка.

— Ребята, понравилось стихотворение?

— Как оно называется?

— Кто его написал?

— Давайте еще раз его повторим.

— Вы сегодня великолепно занимались! Спасибо! Наше занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно.

1. «Связная речь» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.2. Учить правильно выражать и излагат.

1. Воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе.

обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень»; работать над умением определять настроение выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения».

Технологическая карта образовательной деятельности №5(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности коммуникативная группа вторая младшаяТема: «Чтени.

Цель: приобщить детей к поэзии; развивать поэтический слух, умение заучивать стихотворение.Ход деятельности:Организационный момент.Воспитатель уточняет у детей ,какое сейчас время года, предлагает рас.

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания.

Осень: Плещеев А. Н.

«Осень» Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Анализ стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» Плещеева

С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.

Стихотворение написано предположительно в 1860-е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень. Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».

Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка. Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует. Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.

Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста.

Читать стих поэта Алексей Плещеев — Осень наступила, высохли цветы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Ход совместной образовательной деятельности

(дети находятся в холле)

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: Когда это бывает?

1. День стал короче, ночь длиннее.

2. Листья пожелтели.

3. Птицы улетели в теплые края.

4. Солнце уже греет не так.

5. Деревья готовятся к зиме.

6. Моросит холодный дождик.

7. Стало холоднее.

8. Люди одеваются теплее.

9. Темнеет быстрее.

10. Дует холодный ветер.

— Молодцы. Какое это время года? (осень)

— Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)

— Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели (дети забегают в группу под музыкальное сопровождение- Бетховен «К Элизе»)

-Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок).

-Ветер затих, листочки опали. Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.

Развивающая игра «Собери картинку»

Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)

-Что получилось? (осень).

-Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она? (печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)

-Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы).

-Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку).

-Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось? (воспитатель наклоняется к птичке)

-Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Ветер обещал птичке помочь, если она выучит стихотворение. Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички).

Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Плещеев. (Вывешивается портрет А. Плещеева)

Читать еще:  Колыбельные

Послушайте, я его прочитаю.

Осень наступила,

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

-О чем это стихотворение? (об осени)

-А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его прочитала? (грустно, печально).

— Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению.)

-Ребята, птичка не понимает, что означает «И глядят уныло голые кусты».Помогите ей. (деревья печальные, потому что опали листья).

-А что такое озимь? (поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей).

-А теперь еще послушаем стихотворение. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

-Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы сами справитесь?

-Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будите рассказывать.

(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц).

-Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение? Вот видишь,птичка, ребята справились самостоятельно.

(воспитатель наклоняется к птичке)

— Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.

-Ребята, вам понравилось стихотворение?

-Как оно называется?

-Кто его написал?

-Давайте еще раз повторим стихотворение.

(дети читают стихотворение)

-Спасибо, ребята, огромное всем

За то, что упорно всем миром трудились,

Работали дружно, совсем не ленились.

Осенняя песенка

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье куда ни взгляни.
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле, желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная. Да, это ты!
Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжелых и горьких забот:
Сердце, когда-то так страстно любившее,
Давит мертвящий сомнения гнет;
Гаснут в нем тихо одна за другою
Юности гордой святые мечты,
И в волосах седина пробивается…
Старость докучная. Да, это ты!

Осень наступила, высохли цветы

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Анализ стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста. Ниже можете ознакомиться с полным анализом этого стихотворения.

Полный текст стихотворения А. Плещеев «Осень наступила»

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Краткий анализ стиха «Осень наступила» А. Плещеев

Красоту осени не раз воспевали в своих произведениях русские поэты. Для одних это время года было «очей очарованьем» (Пушкин), другим, как Н. А. Некрасову, оно дарило бодрость, для других, например, для К. Д. Бальмонта, представляло собой карнавал ярких красок. Для Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) это была тоскливая пора, о чём он и сообщает читателю в своём стихотворении 1863 года.

Что отличает произведение Алексея Николаевича «Осень» от других осеней, так это его отношение к ней. Для поэта это не просто сложный комплекс погодных явлений, характеризующийся увяданием природы и постепенным наступлением холодов. Осень Плещеева – это, скорее, старая знакомая, живое существо. Поэт обращается к ней в стихотворении, словно к человеку: «Я узнаю тебя, время унылое…»

Описывая героиню-осень, автор использует такие эпитеты как «бледные дни», «листья поблёкшие», «дождливые тёмные ночи», «бесконечные тучи». В воображении читателя рисуется безрадостный пейзаж.

Вместо живописных красок, которыми наделяли осень другие литераторы, Алексей Николаевич использует мрачный колорит – его жёлтый не солнечный и яркий, а болезненный и тусклый. Этим цветом автор раскрашивает поникшие кусты в сыреющем поле. Если в иных произведениях встречаются великолепные изображения пёстрого осеннего листопада, то у Плещеева листья безжизненно «сыплются с дерева».

Читать еще:  Стихи про фламинго

Автор подкрепляет своё отношение к осени, придавая ей человеческое качество – назойливость: «Осень докучная. Да, это ты!»

Следующая строфа начинается с той же фразы, которой открывалась первая. Но относится она уже к другому явлению. Хотя оно и описано в тех же оттенках, что и осень, поэт говорит о старости:

Я узнаю тебя, время унылое,

Время тяжёлых и горьких забот…

Теперь читателю становится понятно, почему поэт так недолюбливает осень. Это время года равнозначно старости. В строках чувствуются параллели: поблёкшие листья – проступившая в волосах седина, тяжёлые тучи – нескончаемые заботы, поникшие кусты — «мертвящий сомнения гнёт» на сердце. Разрушение природы автор сравнивает с разрушением человека, вступившего в пору увядания.

В осени для него нет ничего красивого. Это время наполнено предчувствием смерти, поэтому-то поэт завершает стихотворение эпифорой, немного изменяя фразу из первой строфы: «Старость докучная. Да, это ты!»

Используя тягучий амфибрахий, анафору и эпифору, которые усиливают ощущение безысходности, мрачные образы, навевающие тоску эпитеты, поэт создаёт пессимистическое настроение, которое радикально отличается от романтического отношения других авторов к осени.

Стихотворение «Осень наступила» – анализ по плану

Восприятие, толкование, оценка

Осень наступила, высохли цветы” – одно из самых известных стихотворений об осени, которое живет в детских воспоминаниях многих русских людей. Это и неудивительно, ведь его структура очень проста. Такое творение легко воспринять даже маленьким детям: оно вызывает в их воображении примитивные образы осени.

Стих “Осень наступила, высохли цветы” публикуют в детских книгах по литературе и всегда под авторством Плещеева. Стоит отметить, что стихи такого же строения часто встречаются в различных детских журналах и поэтических книгах:

детям легко учить их наизусть, тренируя таким образом память и развивая художественный вкус. В стихотворении “Осень наступила, высохли цветы” присутствуют только лаконичные формы: размер трехстопного хорея с чередованием женского и мужского окончания (ударение в первой строке на предпоследний слог; а во второй – на последний).

У литературоведов возникают небезосновательные сомнения по поводу стихотворения которому я посвятила данную статью. Дело в том, что это творение не вошло ни в один из сборников произведений Алексея Николаевича Плещеева. Отсюда резонный вопрос: “А он ли автор стихотворения?”

Я не покривлю душой, если скажу: “Велика вероятность того, что дети одарили славой не того творца”. Изучив творчество Алексея Николаевича Плещеева, я поняла, что осень для него была унылой порой: он видел в ней лишь увядание. Это не противоречит тематике стихотворения “Осень наступила, высохли цветы”. Делая вывод из этого наблюдения, можно утверждать, что один повод думать о нем, как об авторе сего произведения, есть.

С другой стороны, неизвестный поэт мог намеренно имитировать и отношение Плещеева к осени, и несложную форму его стихотворений. Но кому и зачем понадобилось это делать? Может быть, кто-то очень хотел, чтобы его творение тоже читали, как читали многие работы известного поэта; или же это была случайная опечатка при составлении сборника детской литературы, в котором впервые опубликовали стих “Осень наступила, высохли цветы”. Автор для меня является загадкой, как, думаю, и для многих других.

Стоит обратить внимание на содержание стихотворения, которое, в отличие от других произведений Плещеева, имеет скудную смысловую направленность. Такие стихи чаще всего принадлежат неопытным поэтам, которые склонны имитировать творчество более известных авторов. Поверхностное восприятие стихотворения неискушенным читателем может стать причиной одобрения. Стих на первый взгляд кажется образным, простым и красивым. Если же читатель обратит внимание на эмоциональное его содержание, то это даст ему лишь скудное и депрессивное представление о природе.

В своем труде на эту тему Михаил Золотоносов утверждает, что автор стихотворения не кто иной, как сочинитель православного учебника по литературе. Книга была составлена инспектором учебного округа Москвы Алексеем Барановым и опубликована в 1885 году.

Именно в этом сборнике русской словесности впервые был напечатан стих “Осень наступила, высохли цветы”. Опираясь на мнение профессионала и свои собственные догадки, я признаю вероятность ложного авторства данного стихотворения. При этом нет оснований считать, что существуют достоверные свидетельства о том, кто на самом деле является автором.

Анализ стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.

Стихотворение написано предположительно в 1860‑е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию.

По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень.

Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».

Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка.

Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует.

Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector