Предвесеннее: Стюарт Е. К.

Предвесеннее: Стюарт Е. К.

Предвесеннее: Стюарт Е. К.

ГАРМОНИСТ

Улыбается народ –
Гармонист селом идёт.
Он шагает по дорожке,
Растянув меха гармошки,
Он серьёзен, не речист –
Знаменитый гармонист!
А гармошка: «пик» да «пик»
На колхозной улице.
Гармонист уже привык,
Что народ любуется:
– Вот так парень, посмотри.
Ну, а парню – года три!

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

Додик в комнате один,
В кресло сел с ногами.
Кто ты, Додик?
– Мальчик. Сын.
Чей ты, Додик?
– Мамин.
Почему с ногами в кресле?
– Да, а звери выйдут если?
Мама где-то в кухне,
А если свет потухнет?!

Что ты, что ты, мальчик Додик,
Звери в город не приходят –
Звери все в лесу, по норам,
Им совсем не нужно в город! .
Значит, слезть и вправду можно
С кресла на пол осторожно –
Ведь закрыта плотно дверь.
Ай! Под шкафом страшный зверь!
Он большим и очень лютым
Показался в ту минуту.

Лютый зверь пошёл бесшумно,
Вот окна уже достиг.
Мальчик Додик очень умный,
Догадался – это тигр!
Зверь и страшный и усатый.
Только тигр ведь полосатый.
Может, это просто слон?
Ну, а хобот? Нет, не он!

Леопард?
Но где же пятна.
Зверь идёт уже обратно,
Что-то ищет на полу,
Подошёл теперь к столу
Обогнул неслышно ножку,
Отыскал большую крошку,
Торопливо очень ест.
Может, шёл бы лучше в лес.

В это время мама входит.
Шепчет ей со страхом Додик:

– Мама, это что такое –
Очень серое, большое,
Ты когда открыла дверь,
Убежало?! Это зверь
И, наверно, очень лютый.
– Что-то, мальчик, ты напутал!
– Нет, глаза, как бисеринки,
Хвост, как серая резинка!
Я подумал – это слон.
Ну, а хобот? Нет, не он!
Леопард? Но где же пятна.

– Ну, теперь мне всё понятно:
Ты, сынок, трусишка –
Это просто мышка!

МАМИНА ПОМОЩНИЦА

Мама, бедная, устала.
Я гулять не побегу –
Я теперь большая стала,
Лучше маме помогу!

Мама, я устрою стирку?
Мама, можно спичкой чиркнуть?
Мама, я сварю обед.
Мама, можно или нет?

Мама, дай мне в кухне место –
Я хочу поставить тесто,
Раскатаю калачи,
Пусть подымутся в печи.

Мама, что же ты не скажешь
Мне чего-нибудь в ответ?
Утюгом бельё поглажу?
И сказала мама: – Нет!
Это – взрослые дела,
Ты для них еще мала.

Прибери игрушки, дочка,
Без капризов съешь обед,
Нитки ‘мне смотай клубочком.
И сказала дочка: – Нет!
Мне ведь шесть, а не четыре!

Буду мыть полы в квартире.
Ну, а если ты мне скажешь:
«Спать сегодня в девять ляжешь. »
Я не лягу всё равно,
Пусть на улице темно!

Если ты мне скажешь: «Кушай. »
Я тебя не буду слушать –
Я хочу варить обед,
А обедать – вовсе нет.

Вот теперь судите сами:
Разве это – помощь маме?

ПРОГУЛКА

По улице ехала чудо-машина,
Прохожие жались к дверям магазина –
Влево и вправо,
туда и сюда
Била из этой машины вода.

Мокрыми стали края тротуара,
Дорога, цветы и деревья бульвара.
Влево и вправо,
туда и сюда
Прятались все от дождя, как всегда.

Но мы утомились от пыли и жара,
Брат мне сказал: – Не сойдем с тротуара.
Мы пробежимся туда и сюда,
Нас освежит из машины вода.

К маме домой мы примчались потом:
– Мама, мы вымокли все под дождем.
Влево и вправо,
туда и сюда
Лужами с нас набежала вода.

Мама спросила:
– Откуда же дождь?
Облака в небе и то не найдешь.
Я поглядела туда и сюда –
Дождик не льется, а с вами беда?

Строго потом покачав головой,
В угол поставила – каждого в свой:
В левый и в правый,
туда и сюда.
– Больше одних не пущу никуда!

ТРУДНЫЙ ДЕНЬ

Мы устали с братом очень,
Крепко спали оба ночью,
Потому что наш сосед
Приобрел велосипед.

Мы глядели с братом вместе,
Как сосед учился ездить:
Может, сорок раз садился,
Может, сорок раз свалился,
Сколько раз объехал двор,
Неизвестно до сих пор!

Мы соседу помогали –
Мы соседа поднимали,
Если ехал наш сосед,
Мы бежали дружно вслед.
Но в одном его несчастье
Виноваты мы отчасти:

Только он нажал педали,
Мы соседа обогнали
И запрыгали вдвоем
Перед самым колесом!

Рассердившись на помеху,
Нас хотел сосед объехать,
Но сначала он упал,
А потом уж дал сигнал.

Мы соседу помогали –
Мы соседа поднимали,
Обещали только следом
Бегать за велосипедом.
Километрам счету нет,
Что проехал наш сосед.

Мы устали с братом очень,
Крепко спали оба ночью,
Потому что наш сосед
Приобрел велосипед.

ЗАДАЧА

Зину вызвали к доске,
Чтоб решить задачу.
Зина крошит мел в руке,
Зина чуть не плачет.

«В корзине пять грибов несут,
А пять еще в лесу растут,
Если все грибы собрать,
Сколько будет пять да пять. »

И сказала Зина:
— Полная корзина.

РЕЗИНКА

Рассуждала наша Зинка:
Ну и умница резинка!
Что в тетрадке ни навру
Вмиг резинкою сотру.

Вышла палочка кривая –
Разом палочку стираю,
Вышла елочка не так –
И ее сотру, пустяк!

Но учительница строго
Говорила ей потом:
– Трешь резинкой, Зина, много,
Только мало толку в том:
Писать училась букву «а»,
А вместо буквы здесь дыра!

СЕРЕЖА

Карманы у Сережи
Оттянуты всегда:
В них перочинный ножик,
Железки и слюда.

Ну, наказанье прямо –
И вар, и гвозди там!
Увидев это, мама
Сказала: «Всякий хлам. »

Сказала: «Я устала
Карманы починять.
Зачем куски металла
Всегда с собой таскать?»

Но всё, что обнаружено,
Сереже очень нужно.
Бывает – и нередко –
Испорчен выключатель.
К кому бегут соседки
И просят: « Выручайте»?
Утюг и плитки тоже
Починит им Сережа.

Читать еще:  Лебедь, Рак и Щука: Крылов И.А.

И плитки нагреваются,
И лампочки горят.
Соседки улыбаются,
Сереже говорят:
«Большое вам спасибо –
Мы сами не смогли бы. »

Но плитки, выключатель
Сереже все не в счет:
Ведь в нем изобретатель,
Новатор и мечтатель
Безудержный живет!

Мечтает он, Сережа,
Что вырастет
И сам
Он грозы вызвать сможет,
Чтоб дождик дать полям.
Захочет он –
и тучи
Обратно повернет.
А бурю он проучит –
Закроет буре вход.

Пока же он в техническом
Работает кружке.
Покорно электричество
Мальчишеской руке.

И он модель динамо
С друзьями сделал там.
Совсем напрасно мама
Сказала: «Всякий хлам. »

Но мама поворчала
На мальчика не зло:
Ведь мама угадала,
Что сына увлекло.

О чем, слегка нахмурясь,
Задумался всерьез
Он – покоритель бури
И повелитель гроз!

Иллюстрации к стихотворениям выполнены новосибирским художником Спартаком Владимировичем Калачевым.

Стюарт, Е. К. Волшебная палочка : стихи для детей / Елизавета Стюарт ; [худож. Светлана Ким]. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1975. – 140, [4] с. : цв. ил.

Стюарт, Е. К. С добрым утром! : стихи для детей / Е. Стюарт ; [худож. С. В. Калачев]. – изд. 2-е. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1956. – 93, [3] с. : ил.

2007-2020 Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького

Предвесеннее: Стюарт Е. К.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Стюарт.

Елизаве́та Константи́новна Стюа́рт (28 сентября 1906, Томск — 3 февраля 1984, Новосибирск) — русская поэтесса.

Стюарт Е. К. — Избранные стихотворения

Бывает — рощи, золотые словно,
А на заре — в холодном серебре,
Но, как весной, опять цветет шиповник,
Опять цветет шиповник в сентябре! …

Читать стихотворение полностью→

Шумят в сугробах талых рощи

Шумят в сугробах талых рощи.
Всю ночь вдоль улиц звон ручьёв.
И словно уплывает площадь
Под небо, тёмное с краёв. …

Читать стихотворение полностью→

Из рода шотландского происхождения. В Новосибирске жила с 1932 года до конца жизни. Начала печататься как детская писательница, в 1930-е—1940-е издала несколько детских книг. В военные годы служила в сибирском отделении ТАСС. Первая «взрослая» книга стихов — «Города будущего» (1943). В 1940—1980-е годы вышел ещё ряд поэтических книг. В лирике, следующей классическим традициям — сибирская тематика, картины природы, философский автобиографизм. В конце 1940-х после официальной кампании против Ахматовой Стюарт подвергалась критике за «ахматовщину»; впоследствии её не раз сравнивали с Ахматовой и в положительном ключе, называли «сибирской Ахматовой». Кавалер ордена Дружбы народов (1976). Принимала большое участие в литературной жизни Новосибирска, помогала молодым талантам, отличалась независимой общественной позицией. Из столичных литераторов знакомство и дружба связывали её с Львом Озеровым. На Октябрьской улице, д. 33, в Новосибирске установлена мемориальная доска поэтессе.

Книги стихов

  • «Города будущего» (1943).
  • «Второе рождение» (Новосибирск, 1945)
  • «Путь» (Новосибирск, 1955)
  • «Одолень-трава» (М., 1958)
  • «Я слышу сердцем» (Новосибирск, 1960)
  • «Солнечная денежка» (Новосибирск, 1962)
  • «Ночные березы» (М., 1965)
  • «Лиственница за моим окном» (Новосибирск, 1968)
  • «Полынь и солнце» (М.,1979)
  • «Зимний праздник» (Новосибирск, 1980)
  • «Моя рябина» (Новосибирск, 1984)

Творческое название проекта: Сто мелодий в сердце затаив

Вся творческая жизнь Елизаветы Стюарт связана с Новосибирском. Родилась она в Томске. В 1932 году навсегда переехала в Новосибирск. Е.Стюарт — автор почти 40 детских и 20 взрослых поэтических книг. Её книги издавались в Омске, Иркутске, Новосибирске, Москве. В своих стихах Стюарт смогла ярко передать свою любовь к Родине, к любимой ею Сибири, к людям и к своему времени.

В XXI веке

Одно из лучших лирических стихотворений поэтессы — «За всё спасибо, добрый друг…» — было в 2008 году положено на музыку композитором Иваном Бурляевым и прозвучало романсом в исполнении Екатерины Климовой в фильме «Мы из будущего». В 2012 году под этот романс фигуристами Татьяной Навкой и Александром Жулиным был исполнен оригинальный танец прощания в рамках телевизионного шоу «Ледниковый период. Кубок профессионалов».

Проект Е.К.Стюарт / Материалы

Содержание

Автор проекта

Творческое название проекта: Сто мелодий в сердце затаив

Вся творческая жизнь Елизаветы Стюарт связана с Новосибирском. Родилась она в Томске. В 1932 году навсегда переехала в Новосибирск. Е.Стюарт — автор почти 40 детских и 20 взрослых поэтических книг. Её книги издавались в Омске, Иркутске, Новосибирске, Москве. В своих стихах Стюарт смогла ярко передать свою любовь к Родине, к любимой ею Сибири, к людям и к своему времени.

«И кто-то, вопреки забвенью,

мои стихи перелистнет,

И на мгновенье их волненье

Его по сердцу полоснет» Е.Стюарт

Возраст учащихся-участников проекта

Проект рассчитан на ребят 6-9 классов

Предваряющая работу анкета по авторскому праву

Перед началом работы по проекту проводится занятие, посвященное авторскому праву

Сравните свои ответы с правильными определениями

Цели и задачи проекта

Познакомить ребят с творчеством сибирского поэта — Елизаветы Константиновны Стюарт

  • воспитание уважительного отношения к природе на примере лирики Елизаветы Стюарт
  • прочтение стихов для детей, стихов о природе
  • организация совместной творческой деятельности с использованием интернет-технологий

Краткая аннотация проекта

«Войди в мой мир — и ты его полюбишь:

Он полон той особой тишины,

Когда видны невидимые глуби

И шорохи неслышные слышны.

Работая над проектом, ребята познакомятся с биографией и творчеством сибирской поэтессы Елизаветы Стюарт, откроют для себя удивительный, неповторимый мир её поэзии. В ходе работы над проектом предусматривается групповая деятельность. Одна группа проиллюстрирует стихи автора о природе и создаст альбом иллюстраций к поэзии Елизаветы Стюарт, вторая — отберет стихи поэтессы, связанные с ее родным городом Новосибирском, создаст проаннотированный каталог и создаст Ленту времени. Общая завершающая работа с читателями школьного возраста будет построена в виде презентации групповых работ и проведения викторины по поэзии Елизаветы Стюарт. Все задания и вопросы викторины будут подобраны с учетом читателей разновозрастного уровня.

Ключевые слова

Подберите 10 слов, характеризующих содержание книги о писателе Сибири

  • Мой мир
  • Кедровый рай
  • Сибирь
  • Природа
  • Любовь
  • Сибирская Ахматова
  • Новосибирск
  • Поэт
  • Народ
  • Душа
Читать еще:  Родство со стихиями

Проблемный вопрос проекта

Почему стихи Елизаветы Стюарт о природе помогают формировать доброе, человеческое отношение к живому миру?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Живой мир в стихах Елизаветы Стюарт

Вопрос для исследования:

Как поэтессе удается передать в своей поэзии «живой» мир природы?

  • прочитать стихи о природе поэтессы Ел.Стюарт
  • найти в интернете видеозаписи, связанные с поэтом и поэзией Ел.Стюарт
  • отобрать наиболее понравившиеся и проиллюстрировать их
  • создать общий групповой альбом в одном из сервисов 3D-книга и разместить ее на вики-страничке

Результат работы группы ребят-читателей:

2. Тема: Сибирь — мой край, моя любовь

Вопрос для исследования:

Какими поэтическими приемами поэтесса умеет передать свою любовь к Сибири?

  • отобрать и составить перечень стихов поэтессы, связанных с Сибирью
  • составить аннотированный каталог наиболее понравившихся стихотворений
  • отобрать иллюстрации
  • коллективно создать и разместить на вики-страничке группы Ленту времени с произведениями поэтессы о Новосибирске, Омске, Иркутске

Результат работы группы ребят-читателей:

3. Тема: Викторина по жизни и творчеству Ел.Стюарт

Вопрос для исследования: Обобщить сведения, закрепить знания, полученные в ходе участия в проекте

Найти в интернете материал о жизни и творчестве Е.Стюарт.

Прочитать стихи из циклов: «Времена года» — 6-7 кл.

«На заветных моих островах» — 8-9 кл. Варианты представления результатов исследования (выполняется библиотекарей-участником обучения): Литературная анкета

Продолжительность работы над проектом

Этапы проекта и сроки реализации каждого этапа

1 этап: поиск информации (1-10 ноября)

2 этап: изучение информации, прочтение произведений (10-30 ноября)

3 этап: выполнение заданий (1-10 декабря)

4 этап: оформление работ(10-30 декабря)

Критерии оценивания работ учащихся

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Современные читатели не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в просторных залах библиотек. Это — читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры). С помощью любой поисковой системы найдите 4-5 электронных полнотекстовых библиотек, которые содержат тексты произведений согласно теме Вашего проекта. Пример электронной библиотеки: Мировая цифровая библиотека Разместите список электронных библиотек на странице проекта Е.К.Стюарт.Материал из Википедии

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Что такое рефлексия можно прочитать в статье Рефлексия в обучении.

Конспект урока по литературе.»Жизнь и творчество Е.Стюарт»
план-конспект урока по литературе по теме

Урок по творчеству Е.Стюарт может быть проведен в 6-9 классах

Предварительный просмотр:

Балуева Жанна Николаевна

Конспект урока по литературе (урок может быть проведен в 6-9 классе)

Тема: «Войди в мой мир…». Жизнь и творчество Е.К.Стюарт

Цели: знакомство с личностью сибирской поэтессы, ее произведениями; развитие творческих способностей учащихся, самостоятельности мышления и умения проводить анализ художественного текста и интерпретировать его; формирование умения высказывать свою точку зрения и работать в группе; развитие интереса к поэзии сибирских авторов.

Оборудование: проигрыватель, грампластинка с записью «Времен года» П.И.Чайковского

Наглядность: 1.Портрет Е.К.Стюарт

2.Выставка книг поэтессы

Формы организации деятельности учащихся на уроке: групповая и индивидуальная работа

Для подготовки и проведения урока класс делится на группы, в которых учащиеся получают общие и индивидуальные задания

1.»Любители поэзии» подобрали и выучили наизусть стихи (о природе сибирского края, о любви), подготовили их анализ.

2.»Биографы и краеведы» подобрали материал по теме «Страницы жизни Елизаветы Стюарт»

3.»Книголюбы» подобрали книги для выставки, подготовили обзор изданных книг Е.Стюарт, критических статей по её творчеству

4.»Творческая группа» подготовила иллюстрации к отдельным стихотворениям Е.Стюарт и выразительное чтение наизусть этих текстов

1.Вступительное слово учителя (целеполагание)

Мы, сибиряки, должны знать культурные традиции и литературу родного края. Сегодня мы познакомимся с творчеством Е.Стюарт, замечательной поэтессы, жившей в нашем городе. Творческие группы, подготовившие к уроку чтение стихов наизусть, проанализирует их и попытаются передать свое понимание мироощущения поэтессы.

2.Выступления групп по опережающим заданиям

Литературная гостиная «Войди в мой мир». Учащиеся читают наизусть стихотворения Е.Стюарт на фоне звучащей музыки из «Времен года» П.И.Чайковского, говорят о своем восприятии поэтических текстов, анализируют стихотворения.

Учащиеся знакомятся со страницами жизни Е.Стюарт, географическими точками Новосибирской области, связанными с пребыванием там поэтессы. Особое внимание уделяется тому, как представлена в творчестве Е.Стюарт Сибирь, что особенно дорого ей в природе родного края.

Учащиеся рассказывают о книгах стихов Е.К. Стюарт, их издании, знакомят с критическими статьями по творчеству поэтессы.

Учащиеся читают понравившиеся стихи Е.Стюарт, сопровождая чтение представлением собственных иллюстраций, созданных к отдельным текстам, говорят о своем восприятии стихов поэтессы.

3.Анализ поэтического текста.

Каждая группа получает текст стихотворения Е. Стюарт» Войди в мой мир…» с заданием отметить особенности композиции, найти в тексте художественные средства и указать цель их использования; попытаться определить, какова жизненная и творческая позиция автора.

Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель в ходе урока оценивает индивидуальные ответы учащихся и работу группы в целом жетонами в соответствии со следующими критериями:

индивидуальный ответ — полнота, глубина, логичность изложения, речевая грамотность, контакт с аудиторией (отмечается уровень овладения устной монологической речью)

работа группы — участие в выполнении задания всех членов группы, умение каждого высказать общую точку зрения, установить деловые отношения с коммуникантами.

Учащиеся в конце урока подсчитывают полученные жетоны и распределяют их между членами группы соответственно степени участия каждого в подготовке и проведении урока.

5.Подведение итогов урока. Слово учителя.

Сегодня мы соприкоснулись с творческим миром писательницы Е. К. Стюарт. Ей был дан поразительный дар неожиданного взгляда на привычное, она увидела то, чего не заметили другие, отразила это в своих стихах.

Работа в группах позволила с разных сторон подойти к постижению ее творчества. Нам стали ближе ее стихи, мы попытались откликнуться на ее призыв: «Войди в мой мир…»

Читать еще:  Ночная работа

Письменный анализ стихотворения Е.Стюарт (по выбору учащихся)

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Интересы

ЧУЖОЙ НЕ ЗАВИДУЮ СЛАВЕ, ЧИТАЯ ЧУЖИЕ СТИХИ . — ЕЛИЗАВЕТА К. СТЮАРТ

Чужой не завидую славе, читая чужие стихи . — Елизавета К. Стюарт

Елизавета Константиновна Стюарт (28 сентября 1906, Томск — 3 февраля 1984, Новосибирск)

Из рода шотландского происхождения. В Новосибирске жила с 1932 года до конца жизни. Начала печататься как детская писательница, в 1930-е—1940-е издала несколько детских книг. В военные годы служила в сибирском отделении ТАСС. Первая «взрослая» книга стихов — «Города будущего» (1943). В 1940—1980-е годы вышел ещё ряд поэтических книг. В лирике, следующей классическим традициям — сибирская тематика, картины природы, философский автобиографизм. В конце 1940-х после официальной кампании против Ахматовой Стюарт подвергалась критике за «ахматовщину»; впоследствии её не раз сравнивали с Ахматовой и в положительном ключе, называли «сибирской Ахматовой». Кавалер ордена Дружбы народов (1976). Принимала большое участие в литературной жизни Новосибирска, помогала молодым талантам, отличалась независимой общественной позицией.
Опубликованные сборники : Города будущего» (1943).
«Второе рождение» (Новосибирск, 1945)
«Путь» (Новосибирск, 1955)
«Одолень-трава» (М., 1958)
«Я слышу сердцем» (Новосибирск, 1960)
«Солнечная денежка» (Новосибирск, 1962)
«Ночные березы» (М., 1965)
«Лиственница за моим окном» (Новосибирск, 1968)
«Полынь и солнце» (М.,1979)
«Зимний праздник» (Новосибирск, 1980)
«Моя рябина» (Новосибирск, 1984)

Одно из лучших лирических стихотворений поэтессы — «За всё спасибо, добрый друг…» —было в 2008 году положено на музыку композитором Иваном Бурляевым и прозвучало романсом в исполнении Екатерины Климовой в фильме «Мы из будущего».

За все спасибо, добрый друг, —
За то, что был ты вправду другом,
За тот в медовых травах луг,
За месяц тоненький над лугом.

За то селенье над рекой,
Куда я шла, забыв про усталь.
За чувства, ставшие строкой,
За строки, вызванные чувством.

* * *
Чужой не завидую славе,
Читая чужие стихи,
Но знаю я добрую зависть
К искусству добротной строки.

Мне любо мгновение это,
Когда, утолиться спеша,
В волненье другого поэта
Моя заглядится душа.

Как будто в колючую вьюгу
Жилища я вижу огонь,
Как будто бы лучшему другу
Я руку кладу на ладонь.

И чувствам становится тесно,
И дали сияют светло,
А в сердце ответная песня
Уже расправляет крыло.

***
Любовь бессмертна, помни это.
Умру я – жить ей и тогда,
Пока есть песня у поэта,
А в небе ломкая звезда.
Пока в апреле тополиный
Весна разматывает дождь,
Пока от трели соловьиной
Сердца охватывает дрожь.

* * *
Опасаться не нужно
Зим холодных и вьюжных,
Солнца летнего ярости,
Наступающей старости.
Бойся ханжеской речи,
Да с предательством встречи,
Да братанья с тоскою,
Да желанья покоя.

Зима. Рассвет. Открою штору –
Над голым тополем звезда.
Та – утренняя. Та, с которой
Веду беседу иногда.
О чём? Ответить не сумею.
Но после разговора с ней
Я дальше вижу, больше смею,
И чувства смутные ясней.

* * *
Бессонница – нелёгкая наука…
В душе ни звука, за окном ни звука.
Там, за окном, тяжёлые снега.
Но начинает оживать позёмка –
Прозрачная, она шуршит негромко,
Кружится балериною Дега.
А ветер загудит, рассвирепев,
И враз помчатся белые виденья.
Увижу я их взлеты и паденья
Под яростный полуночный напев.
Быть может, и душа рванётся вслед
Безудержному этому движенью,
И в ней начнутся взлёты и паденья,
Пока она не вырвется на свет!

* * *
Бессонница. Твержу стихи на память.
Одно, другое, третье – без конца…
Ночь прижимается к оконной раме
И глаз не сводит с моего лица.
Чего ты хочешь, ночь?
Чего ты хочешь,
Заглядывая в глубину квартир.
Клокочет мир.
И войны вновь пророча,
Грохочет растревоженный эфир…
Не спится.
Я твержу стихи на память.
Одно…
Другое…
Третье…
Всё тесней
Ночь прижимается к оконной раме.
Пугает мраком…
Я не верю ей!

* * *
Бывает – рощи, золотые словно,
А на заре – в холодном серебре,
Но, как весной, опять цветет шиповник,
Опять цветет шиповник в сентябре!
Пусть те цветы бесплодны и напрасны,
Пусть их морозы первые убьют, –
Они прекрасны! Так они прекрасны,
Что пусть цветут, пусть в сентябре цветут!
Есть женщины, что, выдав замуж дочку,
Полны и сами строгой красоты,
Какой-то хрупкой прелести, точь-в-точь, как
Вот эти запоздалые цветы.
Кто скажет им: та красота напрасна,
Её погубит иней на заре…

Они прекрасны! Так они прекрасны,
Что пусть цветет шиповник в сентябре.

У зимы особый счёт:
Время медленно течёт –
От метели до метели
Семь метелей на неделе.

Счёт особый у весны:
В нём предчувствия и сны.
За окошком два сугроба
Ручейками стали оба.

А у лета счёт иной:
Щебетание и зной.
И цветенье. И смятенье.
Свет и тени.
Свет и тени.

Счёт у осени такой:
Говорят, она – покой…
Но покоя нет на свете.
Листья падают.
И ветер.

Высокий дождь – от неба до земли –
Стоял в окне, стараясь объясниться.
Была весна. Подснежники цвели.
Была весна –
и он не мог не литься!

Он землю с небом связывать привык,
Он всё вмещал – людей, дома и зелень,
Он знал свой первый и последний миг
И понимал свои простые цели.

Всё лишнее он зачеркнуть спешил,
Лишь главного желая в день весенний:
Он землю влагой досыта поил,
Даря себя для будущих свершений.

Он знал, что по себе оставит след,
Но не хотел ни славы, ни богатства…
И всё, что мне мутило белый свет,
Вдруг показалось просто святотатством:

Сомнения, земных забот печаль,
И горечь знанья, и незнанья горечь…
Но было жаль,
но было очень жаль,
Что мне с его прозрачностью не спорить…

А он весь день стоял в моём окне
И, помогая развернуться листьям,
Не мог понять, что недоступно мне
Его космическое бескорыстье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector