Романс: Стюарт Е. К.

Романс: Стюарт Е. К.

Проект Е.К.Стюарт / Материалы

Содержание

Автор проекта

Творческое название проекта: Сто мелодий в сердце затаив

Вся творческая жизнь Елизаветы Стюарт связана с Новосибирском. Родилась она в Томске. В 1932 году навсегда переехала в Новосибирск. Е.Стюарт — автор почти 40 детских и 20 взрослых поэтических книг. Её книги издавались в Омске, Иркутске, Новосибирске, Москве. В своих стихах Стюарт смогла ярко передать свою любовь к Родине, к любимой ею Сибири, к людям и к своему времени.

«И кто-то, вопреки забвенью,

мои стихи перелистнет,

И на мгновенье их волненье

Его по сердцу полоснет» Е.Стюарт

Возраст учащихся-участников проекта

Проект рассчитан на ребят 6-9 классов

Предваряющая работу анкета по авторскому праву

Перед началом работы по проекту проводится занятие, посвященное авторскому праву

Сравните свои ответы с правильными определениями

Цели и задачи проекта

Познакомить ребят с творчеством сибирского поэта — Елизаветы Константиновны Стюарт

  • воспитание уважительного отношения к природе на примере лирики Елизаветы Стюарт
  • прочтение стихов для детей, стихов о природе
  • организация совместной творческой деятельности с использованием интернет-технологий

Краткая аннотация проекта

«Войди в мой мир — и ты его полюбишь:

Он полон той особой тишины,

Когда видны невидимые глуби

И шорохи неслышные слышны.

Работая над проектом, ребята познакомятся с биографией и творчеством сибирской поэтессы Елизаветы Стюарт, откроют для себя удивительный, неповторимый мир её поэзии. В ходе работы над проектом предусматривается групповая деятельность. Одна группа проиллюстрирует стихи автора о природе и создаст альбом иллюстраций к поэзии Елизаветы Стюарт, вторая — отберет стихи поэтессы, связанные с ее родным городом Новосибирском, создаст проаннотированный каталог и создаст Ленту времени. Общая завершающая работа с читателями школьного возраста будет построена в виде презентации групповых работ и проведения викторины по поэзии Елизаветы Стюарт. Все задания и вопросы викторины будут подобраны с учетом читателей разновозрастного уровня.

Ключевые слова

Подберите 10 слов, характеризующих содержание книги о писателе Сибири

  • Мой мир
  • Кедровый рай
  • Сибирь
  • Природа
  • Любовь
  • Сибирская Ахматова
  • Новосибирск
  • Поэт
  • Народ
  • Душа

Проблемный вопрос проекта

Почему стихи Елизаветы Стюарт о природе помогают формировать доброе, человеческое отношение к живому миру?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Живой мир в стихах Елизаветы Стюарт

Вопрос для исследования:

Как поэтессе удается передать в своей поэзии «живой» мир природы?

  • прочитать стихи о природе поэтессы Ел.Стюарт
  • найти в интернете видеозаписи, связанные с поэтом и поэзией Ел.Стюарт
  • отобрать наиболее понравившиеся и проиллюстрировать их
  • создать общий групповой альбом в одном из сервисов 3D-книга и разместить ее на вики-страничке

Результат работы группы ребят-читателей:

2. Тема: Сибирь — мой край, моя любовь

Вопрос для исследования:

Какими поэтическими приемами поэтесса умеет передать свою любовь к Сибири?

  • отобрать и составить перечень стихов поэтессы, связанных с Сибирью
  • составить аннотированный каталог наиболее понравившихся стихотворений
  • отобрать иллюстрации
  • коллективно создать и разместить на вики-страничке группы Ленту времени с произведениями поэтессы о Новосибирске, Омске, Иркутске

Результат работы группы ребят-читателей:

3. Тема: Викторина по жизни и творчеству Ел.Стюарт

Вопрос для исследования: Обобщить сведения, закрепить знания, полученные в ходе участия в проекте

Найти в интернете материал о жизни и творчестве Е.Стюарт.

Прочитать стихи из циклов: «Времена года» — 6-7 кл.

«На заветных моих островах» — 8-9 кл. Варианты представления результатов исследования (выполняется библиотекарей-участником обучения): Литературная анкета

Продолжительность работы над проектом

Этапы проекта и сроки реализации каждого этапа

1 этап: поиск информации (1-10 ноября)

2 этап: изучение информации, прочтение произведений (10-30 ноября)

3 этап: выполнение заданий (1-10 декабря)

4 этап: оформление работ(10-30 декабря)

Критерии оценивания работ учащихся

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Современные читатели не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в просторных залах библиотек. Это — читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры). С помощью любой поисковой системы найдите 4-5 электронных полнотекстовых библиотек, которые содержат тексты произведений согласно теме Вашего проекта. Пример электронной библиотеки: Мировая цифровая библиотека Разместите список электронных библиотек на странице проекта Е.К.Стюарт.Материал из Википедии

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Что такое рефлексия можно прочитать в статье Рефлексия в обучении.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Интересы

ЧУЖОЙ НЕ ЗАВИДУЮ СЛАВЕ, ЧИТАЯ ЧУЖИЕ СТИХИ . — ЕЛИЗАВЕТА К. СТЮАРТ

Чужой не завидую славе, читая чужие стихи . — Елизавета К. Стюарт

Елизавета Константиновна Стюарт (28 сентября 1906, Томск — 3 февраля 1984, Новосибирск)

Из рода шотландского происхождения. В Новосибирске жила с 1932 года до конца жизни. Начала печататься как детская писательница, в 1930-е—1940-е издала несколько детских книг. В военные годы служила в сибирском отделении ТАСС. Первая «взрослая» книга стихов — «Города будущего» (1943). В 1940—1980-е годы вышел ещё ряд поэтических книг. В лирике, следующей классическим традициям — сибирская тематика, картины природы, философский автобиографизм. В конце 1940-х после официальной кампании против Ахматовой Стюарт подвергалась критике за «ахматовщину»; впоследствии её не раз сравнивали с Ахматовой и в положительном ключе, называли «сибирской Ахматовой». Кавалер ордена Дружбы народов (1976). Принимала большое участие в литературной жизни Новосибирска, помогала молодым талантам, отличалась независимой общественной позицией.
Опубликованные сборники : Города будущего» (1943).
«Второе рождение» (Новосибирск, 1945)
«Путь» (Новосибирск, 1955)
«Одолень-трава» (М., 1958)
«Я слышу сердцем» (Новосибирск, 1960)
«Солнечная денежка» (Новосибирск, 1962)
«Ночные березы» (М., 1965)
«Лиственница за моим окном» (Новосибирск, 1968)
«Полынь и солнце» (М.,1979)
«Зимний праздник» (Новосибирск, 1980)
«Моя рябина» (Новосибирск, 1984)

Одно из лучших лирических стихотворений поэтессы — «За всё спасибо, добрый друг…» —было в 2008 году положено на музыку композитором Иваном Бурляевым и прозвучало романсом в исполнении Екатерины Климовой в фильме «Мы из будущего».

Читать еще:  Непогода: осень: куришь: Фет А. А.

За все спасибо, добрый друг, —
За то, что был ты вправду другом,
За тот в медовых травах луг,
За месяц тоненький над лугом.

За то селенье над рекой,
Куда я шла, забыв про усталь.
За чувства, ставшие строкой,
За строки, вызванные чувством.

* * *
Чужой не завидую славе,
Читая чужие стихи,
Но знаю я добрую зависть
К искусству добротной строки.

Мне любо мгновение это,
Когда, утолиться спеша,
В волненье другого поэта
Моя заглядится душа.

Как будто в колючую вьюгу
Жилища я вижу огонь,
Как будто бы лучшему другу
Я руку кладу на ладонь.

И чувствам становится тесно,
И дали сияют светло,
А в сердце ответная песня
Уже расправляет крыло.

***
Любовь бессмертна, помни это.
Умру я – жить ей и тогда,
Пока есть песня у поэта,
А в небе ломкая звезда.
Пока в апреле тополиный
Весна разматывает дождь,
Пока от трели соловьиной
Сердца охватывает дрожь.

* * *
Опасаться не нужно
Зим холодных и вьюжных,
Солнца летнего ярости,
Наступающей старости.
Бойся ханжеской речи,
Да с предательством встречи,
Да братанья с тоскою,
Да желанья покоя.

Зима. Рассвет. Открою штору –
Над голым тополем звезда.
Та – утренняя. Та, с которой
Веду беседу иногда.
О чём? Ответить не сумею.
Но после разговора с ней
Я дальше вижу, больше смею,
И чувства смутные ясней.

* * *
Бессонница – нелёгкая наука…
В душе ни звука, за окном ни звука.
Там, за окном, тяжёлые снега.
Но начинает оживать позёмка –
Прозрачная, она шуршит негромко,
Кружится балериною Дега.
А ветер загудит, рассвирепев,
И враз помчатся белые виденья.
Увижу я их взлеты и паденья
Под яростный полуночный напев.
Быть может, и душа рванётся вслед
Безудержному этому движенью,
И в ней начнутся взлёты и паденья,
Пока она не вырвется на свет!

* * *
Бессонница. Твержу стихи на память.
Одно, другое, третье – без конца…
Ночь прижимается к оконной раме
И глаз не сводит с моего лица.
Чего ты хочешь, ночь?
Чего ты хочешь,
Заглядывая в глубину квартир.
Клокочет мир.
И войны вновь пророча,
Грохочет растревоженный эфир…
Не спится.
Я твержу стихи на память.
Одно…
Другое…
Третье…
Всё тесней
Ночь прижимается к оконной раме.
Пугает мраком…
Я не верю ей!

* * *
Бывает – рощи, золотые словно,
А на заре – в холодном серебре,
Но, как весной, опять цветет шиповник,
Опять цветет шиповник в сентябре!
Пусть те цветы бесплодны и напрасны,
Пусть их морозы первые убьют, –
Они прекрасны! Так они прекрасны,
Что пусть цветут, пусть в сентябре цветут!
Есть женщины, что, выдав замуж дочку,
Полны и сами строгой красоты,
Какой-то хрупкой прелести, точь-в-точь, как
Вот эти запоздалые цветы.
Кто скажет им: та красота напрасна,
Её погубит иней на заре…

Они прекрасны! Так они прекрасны,
Что пусть цветет шиповник в сентябре.

У зимы особый счёт:
Время медленно течёт –
От метели до метели
Семь метелей на неделе.

Счёт особый у весны:
В нём предчувствия и сны.
За окошком два сугроба
Ручейками стали оба.

А у лета счёт иной:
Щебетание и зной.
И цветенье. И смятенье.
Свет и тени.
Свет и тени.

Счёт у осени такой:
Говорят, она – покой…
Но покоя нет на свете.
Листья падают.
И ветер.

Высокий дождь – от неба до земли –
Стоял в окне, стараясь объясниться.
Была весна. Подснежники цвели.
Была весна –
и он не мог не литься!

Он землю с небом связывать привык,
Он всё вмещал – людей, дома и зелень,
Он знал свой первый и последний миг
И понимал свои простые цели.

Всё лишнее он зачеркнуть спешил,
Лишь главного желая в день весенний:
Он землю влагой досыта поил,
Даря себя для будущих свершений.

Он знал, что по себе оставит след,
Но не хотел ни славы, ни богатства…
И всё, что мне мутило белый свет,
Вдруг показалось просто святотатством:

Сомнения, земных забот печаль,
И горечь знанья, и незнанья горечь…
Но было жаль,
но было очень жаль,
Что мне с его прозрачностью не спорить…

А он весь день стоял в моём окне
И, помогая развернуться листьям,
Не мог понять, что недоступно мне
Его космическое бескорыстье.

Проект Е.К.Стюарт / Материалы

Содержание

Автор проекта

Творческое название проекта: Сто мелодий в сердце затаив

Вся творческая жизнь Елизаветы Стюарт связана с Новосибирском. Родилась она в Томске. В 1932 году навсегда переехала в Новосибирск. Е.Стюарт — автор почти 40 детских и 20 взрослых поэтических книг. Её книги издавались в Омске, Иркутске, Новосибирске, Москве. В своих стихах Стюарт смогла ярко передать свою любовь к Родине, к любимой ею Сибири, к людям и к своему времени.

«И кто-то, вопреки забвенью,

мои стихи перелистнет,

И на мгновенье их волненье

Его по сердцу полоснет» Е.Стюарт

Возраст учащихся-участников проекта

Проект рассчитан на ребят 6-9 классов

Предваряющая работу анкета по авторскому праву

Перед началом работы по проекту проводится занятие, посвященное авторскому праву

Сравните свои ответы с правильными определениями

Цели и задачи проекта

Познакомить ребят с творчеством сибирского поэта — Елизаветы Константиновны Стюарт

  • воспитание уважительного отношения к природе на примере лирики Елизаветы Стюарт
  • прочтение стихов для детей, стихов о природе
  • организация совместной творческой деятельности с использованием интернет-технологий

Краткая аннотация проекта

«Войди в мой мир — и ты его полюбишь:

Он полон той особой тишины,

Когда видны невидимые глуби

И шорохи неслышные слышны.

Работая над проектом, ребята познакомятся с биографией и творчеством сибирской поэтессы Елизаветы Стюарт, откроют для себя удивительный, неповторимый мир её поэзии. В ходе работы над проектом предусматривается групповая деятельность. Одна группа проиллюстрирует стихи автора о природе и создаст альбом иллюстраций к поэзии Елизаветы Стюарт, вторая — отберет стихи поэтессы, связанные с ее родным городом Новосибирском, создаст проаннотированный каталог и создаст Ленту времени. Общая завершающая работа с читателями школьного возраста будет построена в виде презентации групповых работ и проведения викторины по поэзии Елизаветы Стюарт. Все задания и вопросы викторины будут подобраны с учетом читателей разновозрастного уровня.

Читать еще:  Стихи про дни недели

Ключевые слова

Подберите 10 слов, характеризующих содержание книги о писателе Сибири

  • Мой мир
  • Кедровый рай
  • Сибирь
  • Природа
  • Любовь
  • Сибирская Ахматова
  • Новосибирск
  • Поэт
  • Народ
  • Душа

Проблемный вопрос проекта

Почему стихи Елизаветы Стюарт о природе помогают формировать доброе, человеческое отношение к живому миру?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Живой мир в стихах Елизаветы Стюарт

Вопрос для исследования:

Как поэтессе удается передать в своей поэзии «живой» мир природы?

  • прочитать стихи о природе поэтессы Ел.Стюарт
  • найти в интернете видеозаписи, связанные с поэтом и поэзией Ел.Стюарт
  • отобрать наиболее понравившиеся и проиллюстрировать их
  • создать общий групповой альбом в одном из сервисов 3D-книга и разместить ее на вики-страничке

Результат работы группы ребят-читателей:

2. Тема: Сибирь — мой край, моя любовь

Вопрос для исследования:

Какими поэтическими приемами поэтесса умеет передать свою любовь к Сибири?

  • отобрать и составить перечень стихов поэтессы, связанных с Сибирью
  • составить аннотированный каталог наиболее понравившихся стихотворений
  • отобрать иллюстрации
  • коллективно создать и разместить на вики-страничке группы Ленту времени с произведениями поэтессы о Новосибирске, Омске, Иркутске

Результат работы группы ребят-читателей:

3. Тема: Викторина по жизни и творчеству Ел.Стюарт

Вопрос для исследования: Обобщить сведения, закрепить знания, полученные в ходе участия в проекте

Найти в интернете материал о жизни и творчестве Е.Стюарт.

Прочитать стихи из циклов: «Времена года» — 6-7 кл.

«На заветных моих островах» — 8-9 кл. Варианты представления результатов исследования (выполняется библиотекарей-участником обучения): Литературная анкета

Продолжительность работы над проектом

Этапы проекта и сроки реализации каждого этапа

1 этап: поиск информации (1-10 ноября)

2 этап: изучение информации, прочтение произведений (10-30 ноября)

3 этап: выполнение заданий (1-10 декабря)

4 этап: оформление работ(10-30 декабря)

Критерии оценивания работ учащихся

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Современные читатели не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в просторных залах библиотек. Это — читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры). С помощью любой поисковой системы найдите 4-5 электронных полнотекстовых библиотек, которые содержат тексты произведений согласно теме Вашего проекта. Пример электронной библиотеки: Мировая цифровая библиотека Разместите список электронных библиотек на странице проекта Е.К.Стюарт.Материал из Википедии

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Что такое рефлексия можно прочитать в статье Рефлексия в обучении.

«За всё спасибо, добрый друг» Романс из кинофильма «Мы из будущего» — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемe-school.karelia.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » «За всё спасибо, добрый друг» Романс из кинофильма «Мы из будущего»» — Транскрипт:

1 «За всё спасибо, добрый друг» Романс из кинофильма «Мы из будущего»

2 «Мы из будущего», 2008 Действие картины разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы войны, во время тяжелых оборонительных боев августа 1942-го. Главные герои ленты четверо «черных следопытов» (людей этой сомнительной профессии называют также «черными копателями») Борман, Череп, Чуха и Спирт. Они ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы и немецкое оружие. Дело это выгодное, но опасное. Однажды на месте раскопок начинает происходить нечто странное: в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, вдруг обнаруживаются фотографии самих «следопытов». Пытаясь прийти в себя, коллеги по «черному» бизнесу отправляются купаться в озере и… попадают в 1942 год. В самый разгар тяжелых боев.

3 Музыка: Ивана Бурляева Слова: Елизаветы Стюарт За всё спасибо добрый друг: За то, что был ты вправду другом, За тот в медовых травах луг, За месяц тоненький над лугом, За то селенье над рекой, Куда я шла, забыв про усталь, За чувства ставшие строкой, За строки, вызванные чувством. За нити легкого дождя, Пронизанные солнца светом, За то, что, даже уходя, Ты всё же был со мной. За это. За всё тебя благодарю: За блеск реки, за скрип уключин, За позднюю мою зарю, На миг прорезавшую тучу. За то, что мне любовь твоя Порой была нужнее хлеба. За то, что выдумала я Тебя таким, каким ты не был.

4 Из биографии поэтессы Стюарт начала печататься как детская писательница, в годы издала несколько детских книг. В военные годы служила в сибирском отделении ТАСС. Первая «взрослая» книга стихов «Города будущего» (1943). С 1940 по 1980 год вышел ещё ряд поэтических книг. В лирике, следующей классическим традициям сибирская тематика, картины природы, философский автобиографизм. В конце 1940-х после официальной кампании против Ахматовой, Стюарт подвергалась критике за «ахматовщину»; впоследствии её не раз сравнивали с Ахматовой и в положительном ключе, называли «сибирской Ахматовой». Принимала большое участие в литературной жизни Новосибирска, помогала молодым талантам, отличалась независимой общественной позицией. Из столичных литераторов знакомство и дружба связывали её с комментатором Львом Озеровым. Кавалер ордена Дружбы народов (1976).

5 Фрагмент программы «Вести. Новосибирск» , посвященный Е.К.Стюарт

6 Из воспоминаний дочери На доме по адресу: улица Октябрьская, 33 установлена памятная доска поэтессе Елизавете Стюарт. В этом доме «сибирская Ахматова», как называют Стюарт, проживала с 32-го по 66-й год. В Новосибирск мы приехали из Томска в ноябре 1932 года, рассказывает дочь поэтессы Антонина Меликова. У мамы начался сыпной тиф, и ее буквально с поезда уложили в больницу. Дом еще был недостроен, из шести этажей готово всего четыре: Не было ни отопления, ни света, вместо лестниц деревянные трапы… В одной комнате поставили железную печку-буржуйку, трубу вывели в форточку в этой комнате жили. А в других лежал снег, наметенный из окон… Для новосибирских писателей людей, в большинстве своем простых, суровых и выросших в деревнях «явление Стюарт» с ее классическим западным профилем и нездешней фамилией стало своего рода потрясением. «Она казалась не то «барышней» из «бывшего сословия», не то обрусевшей, «осибирячившейся« иностранкой», вспоминал позднее поэт Александр Смердов. Потом дом по адресу: Октябрьская, 33 будет местом в городе известным, тут будут собираться писатели и поэты. «Пока горит в моем окошке свет,//Спешите забежать на перепутье. » будет обращать Стюарт свои поэтические строки друзьям. Здесь поэтесса будет писать свои детские книжки (начинала она как детская поэтесса), отсюда в военные годы ходить на службу в отделение ТАСС, через нее первую будут проходить новости с фронта. После войны к детским стихам Елизавета Константиновна не вернется год год столетия поэтессы. Город отметил эту дату трижды: весной в канун Международного дня поэзии, осенью 28 сентября в день рождения Стюарт и сейчас. Мемориальная доска на доме поэтессы лишний повод вспомнить ее светлое имя и перелистать страницы сборников ее мудрой и чистой поэзии …

Читать еще:  Перед дождем: Некрасов Н. А.

7 Книги стихов «Второе рождение» (Новосибирск, 1945) «Одолень-трава» (М., 1958) «Я слышу сердцем» (Новосибирск, 1960) «Ночные березы» (М., 1965) «Лиственница за моим окном» (Новосибирск, 1968) «Полынь и солнце» (М.,1979) «Зимний праздник» (Новосибирск, 1980) «Моя рябина» (Новосибирск, 1984)

8 О стихах и музыке… Тема любви и женской судьбы, опаленной войной, начавшись в лирике Стюарт военных лет, прошла через все ее творчество. Оборванная войной любовь еще одно ей обвинение. И оно никогда не снимется. Любовь, по определению Стюарт, Бессмертный Зодчий, ибо она вечно противостоит злу насилия, жестокости уничтожения, вечно возрождает жизнь на испепеленной, окровавленной земле Свою формулу любви Стюарт дала в цикле Одолень-трава. Работа над циклом приходится в основном на конец 50- х начало 60-х годов. Стихи цикла читаются как история одной любви. Здесь нет поединка рокового. Нет лица, характера, поступков, жестов, реплик ЕГО.. Внимание сосредоточено на самом чувстве, потому что счастье видится именно в переживаемом состоянии. В стихах цикла звучит благодарение посетившему однажды чуду любви: За все спасибо, добрый друг. За то, что был ты вправду другом… За то что мне любовь твоя Была порой нужнее хлеба. За то, что выдумала я Тебя таким, каким ты не был.

9 Иван Николаевич Бурляев Родился 13 сентября 1976 года в Москве в артистической семье. Отец Николай Бурляев (народный артист России) Мать Наталья Бондарчук (народная артистка России)

10 Из биографии композитора 1983 по 1995 годы учился в Центральной средней специальной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (по специальности фортепиано). С 1995 по 2000 годы в Московской государственной консерватории имени П.И Чайковского по классу фортепиано С 1998 года — по настоящее время генеральный директор продюсерского центра «Золотой Век», арт-директор Международного форума кино, театра и боевых искусств «Золотой Витязь», президентом которого является его отец, Николай Бурляев.

11 Творчество И. Бурляева Написал музыку к спектаклям: 1987 (11 лет) «Красная Шапочка» (Е.Шварц) 1989 (13 лет) «Снежная Королева» (Е.Шварц) 2004 «Арт-Революция» Написал музыку к 16 кинофильмам («9 рота», «Грозовые ворота» и др.) Снялся в 5 фильмах («Бемби», «Лермонтов», «Господи, услыши молитву мою», «Одна любовь души моей», «Побег»)

Елизавета Стюарт

Ежедневные рифмы
Елизавета Стюарт (1906-1984)

***
Еще ничто не предвещало
Исчезновенья тишины,
Еще присутствие начала
Не проникало даже в сны,
Еще прикидывались вещи
Совсем такими, как вчера.
Но было все иным и вещим
И говорило мне: «Пора!».

Пора? А я взглянуть боялась
В лицо твое и стать иной,
Но молния уже металась
В притихшей туче грозовой,
Все ярче, все нетерпеливей
Сверкала, силы не тая.
И, наконец-то, грянул ливень.
Так началась любовь моя.

За все спасибо добрый друг:
За то, что был ты вправду другом,
За тот в медовых травах луг,
За месяц тоненький над лугом,
За то селенье над рекой,
Куда я шла забыв про усталь,
За чувства ставшие строкой,
За строки вызванные чувством.
За нити легкого дождя,
Пронизанные солнца светом,
За то, что даже уходя
Ты все же был со мной.
За это.
За все тебя благодарю:
За блеск реки, за треск уключин,
За позднюю мою зарю,
На миг прорезавшую тучу,
За то, что мне любовь твоя,
Была порой нужнее хлеба.
За то, что выдумала я,
Тебя таким, каким ты не был!

Еще не из сборника:

***
Одинокая утка летит над ночным водоемом.
В маслянистой воде растворился и меркнет закат.
Как сгустившийся мрак, обступив засыпающий омут,
На свое отраженье примолкшие ивы глядят.

Лодка тихо плывет, чуть заметным теченьем влекома –
Потемневшую глубь я тревожить на стала веслом.
Одинокая утка летит над ночным водоемом
И осенние звезды сбивает усталым крылом.
(1957)

***
Бессонница. Твержу стихи на память.
Одно, другое, третье – без конца…
Ночь прижимается к оконной раме
И глаз не сводит с моего лица.
Чего ты хочешь, ночь?
Чего ты хочешь,
Заглядывая в глубину квартир.
Клокочет мир.
И войны вновь пророча,
Грохочет растревоженный эфир…
Не спится.
Я твержу стихи на память.
Одно…
Другое…
Третье…
Всё тесней
Ночь прижимается к оконной раме.
Пугает мраком…
Я не верю ей!

Из Википедии:
Елизавета Константиновна Стюарт — из рода шотландского происхождения. В Новосибирске жила с 1932 года до конца жизни. Начала печататься как детская писательница, в 1930-е—1940-е издала несколько детских книг. В военные годы служила в сибирском отделении ТАСС.
Ее называли «сибирской Ахматовой».
Одно из лучших лирических стихотворений поэтессы — «За всё спасибо, добрый друг…» — было в 2008 году положено на музыку композитором Иваном Бурляевым и прозвучало романсом в исполнении Екатерины Климовой в фильме «Мы из будущего».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector